Психология забывания: понятие, причины и разновидности — РАЗУМ И ЧУВСТВА

Психология забывания: понятие, причины и разновидности

Память

Психология забывания: взгляд в глубины памяти и почему память терпит неудачу

Всегда ли мы можем доверять нашей памяти? Этот вопрос ставит нас перед забавным, но и важным парадоксом: каким образом мы можем забыть что-то, что когда-то являлось частью нашего опыта? Разгадка этой загадки ведет нас в мир психологии забывания.

Представьте себе две возможности: либо информация ушла из памяти, словно смытая волнами, либо она там по-прежнему, но мы не можем её извлечь. Эти два сценария образуют основу ключевых теорий забывания, разработанных психологами.

Первый сценарий, вероятно, применим к кратковременной памяти. Это тот тип памяти, который нам помогает запомнить номер телефона, который нам недавно сообщили. Второй сценарий относится к долговременной памяти, в которой хранятся более долговременные воспоминания.

Забывание информации из кратковременной памяти (КП) может быть объяснено с помощью теорий распада и смещения следов. То есть, либо информация просто растворяется в воздухе, либо новые впечатления затирают старые.

Что же касается забывания из долговременной памяти (ДП), здесь на помощь приходят теории помех, неудач при воспроизведении и отсутствия консолидации. Возможно, что воспоминание о том, что вы обедали на свадьбе друга год назад, заслонено более сильными или более недавними воспоминаниями.

В конечном итоге, понимание механизмов забывания помогает нам лучше понять самих себя и свою память, обеспечивая ключ к оптимизации процессов запоминания и воспроизведения информации.

Исследование забывания: теория распада следа

Погрузимся в мир психологии забывания и рассмотрим одну из ключевых теорий, которая стоит у подножия кратковременной памяти – теорию распада следов.

Суть этой теории заключается в том, что наши воспоминания оставляют отпечаток в нашем мозге – след, состоящий из физических и химических изменений в нервной системе.

Теория распада следа утверждает, что забывание наступает вследствие естественного и автоматического процесса затухания или распада следа памяти. Она фокусируется на временных рамках и ограниченной емкости кратковременной памяти.

Согласно этой концепции, кратковременная память способна удерживать информацию лишь в течение 15–30 секунд, если не происходит активного поддержания. По прошествии этого времени информация начинает затухать и исчезать.

Хотя никто не отрицает факт, что с увеличением временного интервала между обучением и вспоминанием качество памяти снижается, существует несогласие относительно механизмов этого явления.

Согласно теории забывания, основанной на распаде следов, события, происходящие между обучением и вспоминанием, не оказывают влияния на процесс воспроизведения. Здесь ключевую роль играет лишь продолжительность сохранения информации. Чем дольше это время, тем больше угасает след памяти, а следовательно, утрачивается больше информации.

Однако исследователям, пытающимся проверить данную теорию, приходится столкнуться с рядом методологических сложностей. Одной из главных проблем является контроль за событиями, происходящими между моментами обучения и вспоминания.

В реальном мире интервал времени между усвоением информации и её воспроизведением заполнен различными событиями, что затрудняет установление чистого эффекта распада. Вследствие этого становится трудно утверждать, что забывание именно результат распада, а не промежуточных событий.

Идея о том, что забывание из кратковременной памяти может быть следствием временного разложения, впервые возникла в работах исследователей, таких как Браун (1958) из Соединенного Королевства и Петерсонов (1959) из Соединенных Штатов. Их методика, известная как задача Брауна-Петерсона, стала важным этапом в изучении этого вопроса.

Оценка теории распада в контексте потери информации в памяти

Поддержка теории распада в качестве объяснения утраты информации из краткосрочной и долговременной памяти оставляет желать лучшего. На этом пути возникает целый ряд проблем, которые делают её практически непроверяемой.

На практике сложно создать ситуацию, когда между предъявлением материала и его воспроизведением проходит пустой временной интервал. Как только информация представлена, участники начинают её репетировать. Если же попытаться предотвратить этот процесс репетиции, введя отвлекающую задачу, это может вызвать помехи в эксперименте.

Еще одна сложность заключается в том, что теория распада затрудняет объяснение наблюдения, согласно которому многие люди способны четко помнить события, произошедшие много лет назад, даже если не вспоминали о них в течение продолжительного времени.

Если бы наши воспоминания действительно постепенно разрушались, то не следовало бы ожидать таких четких воспоминаний об отдаленных событиях, которые забыты были на протяжении многих лет. Однако имеются данные, указывающие на то, что информация может быть утеряна из сенсорной памяти в процессе распада (Sperling, 1960).

Преодоление пределов кратковременной памяти: путь к пониманию смещения

В мире психологии забывания смещение играет ключевую роль в объяснении потери информации в краткосрочной памяти (КП). Это концепция, которая предполагает, что причина забывания заключается в ограниченной емкости КП.

Суть теории смещения довольно проста: из-за ограниченной способности КП, оцененной Миллером в 7 +/- 2 элемента, мы можем запомнить только ограниченное количество информации. Когда КП достигает своей емкости, новая информация вытесняет старую, занимая её место. Таким образом, старая информация смещается и забывается.

Интересно, что считалось, что информация, задерживавшаяся в КП наибольшее время, быстрее всего вытесняется новой информацией, подобно тому, как коробки на конвейере вытесняются новыми по мере их поступления. Этот процесс можно сравнить с тем, как новые коробки кладутся в начало конвейера, а те, что пробыли на нём дольше, выталкиваются с его конца.

Доказательства в пользу смещения в качестве причины забывания в КП были получены в исследованиях, в которых использовался метод «свободного припоминания». В таких экспериментах участникам предъявляется список слов, после чего их просят вспомнить как можно больше из них. Результаты таких исследований достаточно последовательны и демонстрируют кривую последовательного положения, показывающую вероятность вспоминания слов в зависимости от их позиции в списке. (рис. 1)

serial position effect

Рисунок 1 . Упрощенное представление кривой последовательного положения для немедленного вызова

В психологии есть два интересных эффекта, связанных с запоминанием списка слов: эффект первичности и эффект недавности. Первый означает лучшее запоминание элементов списка, представленных в его начале, в то время как второй — элементов, представленных в его конце. Теория вытеснения забывания из кратковременной памяти довольно успешно объясняет эффект недавности. Последние слова в списке еще не успели быть вытеснены из памяти и, следовательно, легко доступны для воспроизведения.

Что же касается эффекта первичности, его можно объяснить с помощью модели нескольких магазинов, предложенной Аткинсоном и Шиффрином в 1968 году. Согласно этой модели, информация переходит в долговременную память через механизм повторения. Первые слова в списке повторяются чаще, так как они не конкурируют с другими элементами списка за ограниченную емкость краткосрочной памяти в момент их предъявления. Это означает, что они с большей вероятностью будут запомнены и перенесены в долговременную память.

Таким образом, эффект первичности отражает элементы, которые могут быть успешно вспомнены из долговременной памяти. Однако слова, расположенные в середине списка, были в краткосрочной памяти ранее, но могли быть вытеснены или заменены словами, представленными позже.

Экспертный взгляд на теорию смещения в психологии памяти

Теория смещения, применительно к модели кратковременной памяти Аткинсона и Шиффрин из 1968 года, дала нам понимание того, как происходит забывание. Однако, в последствии стало очевидно, что механизм кратковременной памяти гораздо более сложен, чем предполагалось в этой модели, особенно в контексте рабочей памяти.

Эксперимент Мердока из 1962 года, который анализировал серийные позиции, подтвердил идею о забывании из-за вытеснения из кратковременной памяти. Однако стоит отметить, что этот процесс может быть также связан с распадом информации. Важно понимать, что забывание из кратковременной памяти может происходить как из-за смещения, так и из-за распада, но в реальных условиях определить конкретную причину часто бывает крайне сложно.

Раскрываем тему: теория интерференции в психологии памяти

Если бы мы обращались к психологам в 1930-х, 1940-х или 1950-х годах и спрашивали, что стоит за забыванием, скорее всего, услышали бы ответ: «Интерференция». Это понятие предполагает, что память может быть нарушена или исказена в результате столкновения с уже известной или только что полученной информацией. Идея состоит в том, что в процессе кодирования информация может запутаться или перепутаться с другой, что в итоге приводит к искажению или утрате воспоминаний.

Теория интерференции утверждает, что забывание происходит из-за того, что воспоминания мешают друг другу, другими словами, новые воспоминания могут помешать старым и наоборот. Существуют два вида интерференции:

  1. Проактивное вмешательство (от лат. pro, что означает «вперед») возникает, когда старая информация мешает запоминанию новой. Это случается, например, когда мы не можем запомнить новый номер телефона из-за старого.
  2. Ретроактивная интерференция (от лат. retro, что означает «назад») наступает, когда новая информация мешает вспомнить старую. Например, когда новые знания мешают вспомнить старые.

Проактивная и ретроактивная интерференция чаще всего происходят, когда информация похожа между собой, например, в случае с перепутыванием иностранных слов. По словам Чендлера, студенты, изучающие одни и те же предметы одновременно, часто сталкиваются с этим.

В краткосрочной перспективе интерференция может проявляться как отвлекающие факторы, мешающие нам правильно обработать информацию. Например, шумная работа за дверью класса.

Таким образом, теория интерференции является важным аспектом изучения памяти, объясняющим, как разные воспоминания могут взаимодействовать и влиять друг на друга.

Исследование, которое выделилось: Эксперимент Почтальона (1960)

Цель: Проникнуть в влияние ретроактивного вмешательства на процесс обучения. Короче говоря, понять, не мешает ли свежеполученная информация способности вспомнить то, что мы изучали ранее.

Метод: Воспользовались лабораторным экспериментом. Участники были разделены на две группы. Обе группы получили задание запомнить пары слов, такие как «кот — дерево», «желе — мох», «книга — трактор». Экспериментальной группе предложили также выучить второй список слов, где второе слово отличалось от первого, например, «кот — стекло», «желе — время», «книга — револьвер». Контрольной группе второй список не давали. После этого у всех участников спросили вспомнить слова из первого списка.

Результаты: Вспоминание слов в контрольной группе оказалось более точным по сравнению с экспериментальной группой.

Вывод: Это указывает на то, что новая информация из второго списка мешала участникам вспомнить первый список. Это пример ретроактивного вмешательства, когда недавние сведения влияют на воспоминания из прошлого.

Экспертный взгляд

Хотя проактивное и ретроактивное вмешательство в процесс забывания являются стойкими явлениями, теория интерференции, как объяснение этого феномена, сталкивается с несколькими вызовами.

Во-первых, теория интерференции не предоставляет достаточно информации о когнитивных механизмах, связанных с процессом забывания. Во-вторых, большинство исследований о воздействии интерференции на забывание проводилось в лабораторных условиях с использованием списков слов, что отличается от реальных ситуаций, в которых мы сталкиваемся с ежедневно (так называемая низкая экологическая валидность). Следовательно, обобщения на основе этих результатов могут быть ограничены.

По мнению Бэддели (1990), задачи, предлагаемые испытуемым, слишком близки друг к другу и к событиям в реальной жизни; в реальности такие события обычно более разнообразны. Тем не менее, недавние исследования пытались решить эту проблему, анализируя события из «реальной жизни» и подтвердили роль интерференции в забывании.

Однако остается неясным, насколько забывание можно приписать интерференции, как отмечает Андерсон (2000).

Закулисье памяти: биологический взгляд

Прежние теории забывания обычно сосредотачивались на психологических факторах, но понимание памяти требует также взгляда на биологические процессы. В частности, память зависит от процесса, известного как консолидация.

Консолидация — это изменения в мозге, которые происходят в результате приобретения новой информации. В течение этого процесса информация переходит из краткосрочной памяти в более долговременное хранилище.

Мозг, как мы знаем, состоит из миллиардов нейронов, связанных между собой через синапсы. Эти синапсы позволяют нейронам обмениваться химическими сигналами. Когда мы учимся или запоминаем что-то новое, происходит активация этих синапсов.

По мнению ученых, этот процесс активации и торможения синапсов может служить основой для хранения информации. Этот процесс модификации нейронов для формирования новых памятных следов и называется консолидацией.

Интересно, что нарушение процесса консолидации связано с повреждением гиппокампа, части мозга, играющей ключевую роль в формировании долговременных воспоминаний.

Одним из самых известных случаев, иллюстрирующих эту связь, является история пациента Х.М., который в 1953 году перенес операцию на мозге для лечения эпилепсии. У него были удалены части мозга, в том числе и гиппокамп, что привело к антероградной амнезии — неспособности формировать новые воспоминания.

Несмотря на то что STM (краткосрочная память) Х.М. функционировала нормально, он не мог закрепить информацию в LTM (долговременная память). Этот случай, а также другие исследования, вызывают вопросы о длительности процесса консолидации.

Старение также влияет на способность консолидации информации, что может быть связано с изменениями в мозге со временем.

Экспертный взгляд

Когда мы начинаем рассматривать процессы консолидации, выясняется, что память неотделима от биологических механизмов. Хотя мы еще не до конца понимаем, как именно нейроны меняются в процессе формирования новых воспоминаний, важно помнить, что вся картина связана с биологическими процессами.

Мы можем сказать с уверенностью, что изучение роли нейронов и нейротрансмиттеров принесет новые ключи к пониманию того, как работает наша память и почему мы забываем.

Поиск безуспешного исхода

В психологии существует понятие ошибки извлечения, когда информация, хранящаяся в долговременной памяти, недоступна для извлечения. Это означает, что информация все еще присутствует в памяти, но к ней нельзя получить доступ из-за отсутствия подходящих поисковых сигналов.

Когда мы запоминаем что-то новое, мы также сохраняем контекст этого момента, который может стать ключом для воспоминания. Эти ключи могут быть связаны как с внешними факторами, так и с внутренним состоянием. Например, это может быть запах или место (внешний контекст) или эмоциональное состояние (внутренний контекст).

Исследования показывают, что вероятность извлечения информации из памяти увеличивается, если присутствуют соответствующие ключи для поиска. Это подтверждается как лабораторными экспериментами, так и повседневным опытом. Эти ключи поиска могут быть названы подсказками или сигналами, облегчающими поиск.

Ученый Тульвинг подчеркивал, что информация будет легче извлечена, если контекст, присутствовавший при запоминании, также присутствует в момент извлечения. Например, если важное событие произошло под определенную музыку, то повторное прослушивание этой музыки может спровоцировать воспоминание о событии. Это и есть ключ поиска: элемент, присутствовавший при кодировании и извлечении информации.

Идея заключается в том, что информация о внешнем окружении и внутреннем состоянии сохраняется одновременно с самой информацией. Восстановление этого контекста облегчает процесс вспоминания, предоставляя необходимые ключи, в то время как отсутствие соответствующих сигналов приводит к неудаче при извлечении информации.

Сигналы поиска: Роль контекста

В психологии изучается важность контекста — окружения или обстановки, в которой информация запоминается и потом извлекается. Примерами контекста могут служить конкретное место, поездка по автостраде, определенная группа людей или даже погода.

Контекст также включает в себя способы представления информации. Слова могут быть напечатаны, произнесены, спеты, представлены в категориях, таких как животные или мебель, или просто представлены как случайная коллекция. Исследования показывают, что извлечение информации из памяти вероятнее, когда контекст при запоминании соответствует контексту при извлечении.

Многие из нас могли заметить, как контекст влияет на нашу память, например, при посещении мест, где мы когда-то жили или учились. Это посещение часто стимулирует воспоминания о событиях, которые мы даже не осознавали как запомнившиеся.

Эксперименты подтверждают важность контекстных подсказок для поиска информации. В одном из них, проведенном Тульвингом и Перлстоуном (1966), участникам предлагалось запомнить списки слов из разных категорий, например, животных, одежды и видов спорта. Затем их просили вспомнить эти слова. Те, кто получал названия категорий, лучше вспоминали слова, чем те, кому они не давались. Названия категорий обеспечивали контекст, который помогал при поиске.

Также интересен эксперимент, проведенный Баддели (1975), давшей понять, что условия поиска имеют значение. Он попросил дайверов запомнить список слов: одна группа делала это на берегу, а другая под водой. Затем их попросили вспомнить слова: половина обучавшихся на берегу осталась там, а остальные переехали в воду, и наоборот. Результаты показали, что те, кто вспоминал слова в той же среде, в которой их учили, лучше запоминали. Это подчеркивает важность контекста для успешного извлечения информации из памяти.

Влияние внутренних состояний на память

Ключевая концепция, стоящая за понятием зависимости памяти от состояния, заключается в том, что запоминание и вспоминание информации будут более эффективными, когда физическое или эмоциональное состояние человека совпадает при обучении и воспроизведении.

Для лучшего понимания этого явления давайте взглянем на пример из повседневной жизни: если в субботний вечер после нескольких бокалов вина кто-то рассказывает вам анекдот, вы с большей вероятностью вспомните его в том же настроении — после еще нескольких бокалов. Однако в понедельник утром, когда вы трезвы как стекло, анекдот может легко выскользнуть из памяти.

Здесь важными являются сигналы, связанные со состоянием: физическим или эмоциональным. Когда информация запоминается в определенном состоянии, воспоминание становится более вероятным, когда человек находится в том же состоянии.

Исследователи Тулвинг и Перлстоун (1966) обнаружили, что не только внешние сигналы, такие как категории слов, влияют на память, но и внутренние сигналы, такие как настроение. Информация о настроении человека в момент запоминания также оказывает влияние на возможность ее вспомнить.

Исследование Гудвина и его коллег (1969) показало, что люди, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения при запоминании информации, с большей вероятностью вспоминают ее в таком же состоянии. Это подтверждается и другими исследованиями, в которых использовались наркотические вещества, такие как марихуана.

Важно отметить, что эффект зависимости памяти от состояния более выражен, когда настроение положительное, чем когда оно отрицательное, особенно при попытке вспомнить события, имеющие для человека личное значение.

Экспертный взгляд

Согласно теории неудачного поиска, забывание происходит, когда информация хранится в долговременной памяти (LTM), но недоступна для извлечения. От доступности информации во многом зависит наличие подходящих поисковых сигналов. Забывание наиболее вероятно, когда контекст и состояние в момент запоминания значительно отличаются от тех, в которых происходит попытка извлечения. В таких случаях сигналы для восстановления информации отсутствуют, что обычно приводит к забыванию, зависящему от отсутствия сигнала.

Лабораторные эксперименты обеспечивают убедительные доказательства в поддержку этой теории забывания. Хотя можно поставить под сомнение степень экологической достоверности этих экспериментов, их результаты находят подтверждение в данных, полученных в реальной жизни.

Например, многие люди замечают, что им трудно вспомнить детали своего детства или школьных лет. Однако когда они возвращаются в места, где провели это время, или участвуют в школьных встречах, они часто обнаруживают, что такие контекстные сигналы стимулируют воспоминания и помогают им вспомнить множество деталей.

Рекомендации

  1. Аткинсон, Р.К., & Шиффрин, Р.М. (1968). «Глава: Человеческая память: предлагаемая система и процессы ее управления». В книге Спенс, К.В., & Спенс, Дж.Т. Психология обучения и мотивации (Том 2). Нью-Йорк: Академическая пресса. стр. 89–195.
  2. Баддели, А.Д. (1997). Человеческая память: теория и практика (пересмотренное издание). Хов: Psychology Press.
  3. Баддели, А.Д. (1990). Человеческая память: теория и практика. Лондон: Lawrence Erlbaum Associates.
  4. Баддели, А.Д., & Логи, Р.Х. (1999). Рабочая память: Многокомпонентная модель. В А. Мияке и П. Шах (ред.), Модели рабочей памяти (стр. 28-61). Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
  5. Браун, Джон (1958). Некоторые проверки теории распада непосредственной памяти. Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии , 10, 12–21.
  6. Годден, Д.Р., & Баддели, А.Д. (1975). Контекстно-зависимая память в двух природных средах: на суше и под водой. Британский журнал психологии , 66 (3), 325–331.
  7. Гудвин, Д.В., Крейн, Дж.Б., & Гуз, С.Б. (1969). Алкогольные «отключения сознания»: обзор и клиническое исследование 100 алкоголиков. Американский журнал психиатрии , 126 (2), 191–198.
  8. Хебб, Д.О. (1949). Организации поведения. Нью-Йорк: Уайли.
  9. Мердок, Беннет Б. (1962). Серийный эффект свободного отзыва. Журнал экспериментальной психологии , 64 (5), 482–488.
  10. Паркин, А. (1993). Память: явления, эксперимент и теория. ООО «Психология Пресс».
  11. Петерсон, Л.Р., & Петерсон, М.Дж. (1959). Кратковременное удержание отдельных словесных единиц. Журнал экспериментальной психологии , 58, 193–198.
  12. Пинель, Ж.-П. (1993). Биопсихология . Бостон: Аллин и Бэкон.
  13. Сперлинг, Г. (1960). Негативное остаточное изображение без предшествующего положительного изображения. Наука , 131, 1613–1614.
  14. Талвинг, Э., & Перлстоун, З. (1966). Наличие и доступность информации в памяти для слов. Журнал вербального обучения и вербального поведения , 5 (4), 381–391.
  15. Талвинг, Э. (1974). Сигнал-зависимое забывание. Американский учёный , 62, 74–82.
Оцените статью
РАЗУМ И ЧУВСТВА
Добавить комментарий