Теория самоопределения: как она объясняет мотивацию — РАЗУМ И ЧУВСТВА

Теория самоопределения: как она объясняет мотивацию

Мотивация

Ключевые выводы

  • Самоопределение — это теория человеческой мотивации и личности, которая предполагает, что люди могут стать самоопределяющимися, когда их потребности в компетентности, связях и автономии удовлетворены.
  • Наличие или отсутствие условий окружающей среды, которые позволяют удовлетворить эти основные потребности (в непосредственных ситуациях людей и в истории их развития), является ключевым предиктором того, будут ли люди проявлять жизненную силу и психическое здоровье.
  • Люди, как правило, становятся счастливее, когда занимаются тем, что внутренне мотивировано и соответствует их собственным целям — это не только заставляет их чувствовать себя более ответственными за результаты, но и помогает им по-настоящему сосредоточить свое время на том, что они хотят делать.
  • Сама теория самоопределения может быть полезна для понимания вещей, которые могут мотивировать поведение данного человека. Ощущение, что у человека есть и автономия, и способности, необходимые для самостоятельного выбора, — это то, чего хотело бы большинство, если не каждый человек.

Оглавление

Что такое Самоопределение?

Термин «самоопределение» был впервые введен Деси и Райаном в их книге 1985 года « Самоопределение и внутренняя мотивация в человеческом поведении ».

Термин самоопределение относится к собственной способности человека управлять собой, делать уверенный выбор и думать самостоятельно (Deci, 1971).

Самоопределение — это макротеория человеческой мотивации и личности. Это теория, которая имеет дело с двумя важными факторами: врожденными тенденциями роста людей и врожденными психологическими потребностями этих же людей.

Учитывая, как самоопределение может помочь в достижении независимости, эта концепция играет важную роль не только в общем благополучии человека, но и в его общем психологическом здоровье. Поскольку самоопределение ставит человека на место водителя, оно делает человека одновременно ответственным и потенциально виновным во всем, что происходит.

Учитывая это, самоопределение также оказывает большое влияние на мотивацию. Если сами люди верят, что могут правильно управлять собой, они, скорее всего, найдут больше мотивации в любой задаче, которую они хотят выполнить.

Теоретические предположения

Потребность в росте движет поведением.

Первое предположение теории самодетерминации состоит в том, что потребность в росте человека определяет поведение. Люди всегда активно стремятся расти и совершенствоваться (Deci & Ryan, 1985).

Умение справляться с трудностями (как новыми, так и старыми) необходимо для развития самосознания или, по крайней мере, сплоченности.

Важна автономная мотивация.

Теория самоопределения фокусируется на взаимодействии между внешними силами, действующими на людей, и внутренними мотивами и потребностями людей. Как правило, люди могут быть мотивированы внешними факторами, такими как деньги, признание и слава, и этот тип мотивации известен как внешний. Однако,

Теория самоопределения фокусируется в первую очередь на внутренних источниках мотивации (известных как внутренняя мотивация), таких как обучение обретению независимости и желание проявить себя.

Согласно Леппер и соавт. (1973), если поведение является чисто самодетерминированным, то очень высока вероятность того, что оно будет как внутренним мотивом, так и тем, что оно совершается не ради вознаграждения или приза, а скорее для самоудовлетворения, интереса и удовольствие от самого поведения.

Несамоопределяемое поведение совершается только потому, что оно должно быть выполнено, а не из-за удовольствия или потому, что оно удовлетворяет человека, а потому, что у человека практически нет выбора, хочет ли он участвовать в указанном поведении. Это приводит к отсутствию контроля, учитывая, что такое поведение не совершается добровольно.

Основные потребности

Теория самоопределения утверждает, что людьми движут три врожденные и универсальные психологические потребности, и что личное благополучие является прямой функцией удовлетворения этих основных психологических потребностей (Deci & Ryan, 1991; Ryan, 1995).

Компетентность (необходимость быть эффективным в отношениях с окружающей средой)

Компетентность — это термин, используемый для описания того, кто обладает достаточными качествами для выполнения данной задачи, или для описания состояния наличия достаточного интеллекта, суждения, навыков и/или силы.

Когда человек чувствует себя компетентным, он чувствует, что может эффективно взаимодействовать в своей среде, и у него есть навыки, необходимые для достижения успеха, чтобы гарантировать достижение своих целей. Компетентный человек испытывает чувство господства над своим окружением.

Если задачи слишком сложны или человек получает отрицательную обратную связь, чувство компетентности может снизиться. С другой стороны, чувство компетентности усиливается, когда требования задачи оптимально соответствуют навыкам человека или если получена положительная обратная связь.

Родственность (потребность в близких, нежных отношениях)

Связанность — это способность чувствовать как чувство привязанности к другим людям, так и чувство принадлежности к другим людям.

Родственность включает в себя чувство близости и принадлежности к социальной группе.

Без связей труднее достичь самоопределения, потому что у человека не будет доступа ни к помощи, ни к поддержке.

Чувство родства усиливается, когда люди пользуются уважением и заботой со стороны других и являются частью инклюзивной среды. С другой стороны, чувство родства подрывается конкуренцией с другими, кликами и критикой со стороны других.

Автономия (необходимость чувствовать себя самоуправляемой и независимой)

Автономия — это способность чувствовать контроль над своим поведением и судьбой и включает в себя самоинициацию и саморегуляцию собственного поведения.

Автономия предполагает способность принимать собственные решения и связана с чувством независимости.

Чувство автономии усиливается, когда людям предоставляется выбор и они могут управлять своим поведением, а также когда другие люди признают их чувства.

С другой стороны, человеку не хватает автономии, если он чувствует контроль или угрозу со стороны других или должен действовать в соответствии с установленными сроками.

Осязаемые вознаграждения также могут уменьшить чувство автономии. Если бы кто-то дал кому-то внешнее вознаграждение за уже внутренне мотивированное поведение, то вероятность того, что автономия будет подорвана (учитывая, что внешнее вознаграждение, вероятно, отвлечет внимание от автономии), довольно велика.

Становится еще хуже, если поведение повторяется: поведение все больше контролируется внешними наградами, а не автономией. Таким образом, внутренняя мотивация уменьшается, и люди начинают ощущать как другой источник своей мотивации, так и меньшую веру в свои личные качества.

Примеры

Исследования теории самоопределения показали важность трех основных потребностей в реальных условиях, таких как рабочее место, образование и спорт.

В классе

  • Исследователи обнаружили, что учащиеся проявляют большую внутреннюю мотивацию к обучению, когда учителя поощряют культуру автономии в классе (Niemiec & Ryan, 2009). Студенты испытывают автономию, когда они чувствуют поддержку в изучении, проявлении инициативы, разработке и внедрении решений своих проблем.
  • Учителя должны обеспечивать оперативную обратную связь, а также напрягать и бросать вызов учащимся, чтобы способствовать развитию чувства компетентности. Если все сделано правильно, обратная связь работает не только потому, что дает представление о том, как учащийся справляется, но и потому, что, когда учащиеся хорошо учатся и получают положительные отзывы, это заставляет их чувствовать себя хорошо в отношении проделанной работы.
  • Студенты испытывают родство, когда они видят, что другие слушают и отвечают им. Когда эти три потребности удовлетворены,
  • Хорошо вознаграждать учащегося за его успехи, но важно избегать чрезмерного внешнего вознаграждения за действия, которыми учащиеся уже наслаждаются, если кто-то хочет улучшить их внутреннее стремление к мотивации (Deci, Koestner, & Ryan, 1999). образовательные цели чаще испытывают внутреннюю мотивацию и с большей вероятностью достигают своих целей.

На рабочем месте

Люди, которые чувствуют, что могут оказать положительное влияние на работу, как правило, чувствуют себя более заинтересованными и мотивированными. Как еще работодатели могут способствовать самоопределению своих работников?

  • Организации должны поощрять автономию на рабочем месте, поскольку это может улучшить самочувствие сотрудников, производительность и личностный рост, а также способствует организационной эффективности (Strauss & Parker, 2014).
  • Один из способов, которым менеджеры и лидеры могут помочь своим сотрудникам в развитии самоопределения, — это поставить их на руководящие должности. Например, предположим, что компании нужно подготовить презентацию для крупного клиента.
  • Менеджер, который хочет сформировать у своего работодателя чувство самоопределения, предпримет шаги для обеспечения того, чтобы каждый из членов команды, работающих над презентацией, играл активную роль. Один может отвечать за разработку графиков, а другой — за маркетинговую стратегию.
  • Конструктивная обратная связь творит чудеса для формирования самостоятельного поведения, такого как компетентность. Обратная связь помогает людям понять, что они делают неправильно, и как они могут улучшить выполнение указанной задачи. Это помогает людям почувствовать, что их работа имеет реальную ценность, что является ключевым моментом в попытках создать мотивацию.
  • Работодатели должны быть осторожны, чтобы не предлагать слишком много внешних вознаграждений, поскольку это может уменьшить чувство автономии. Если на картинке присутствуют внешние вознаграждения, вполне вероятно, что в какой-то момент работа перестанет быть связана с любовью к тому, что вы делаете, и станет просто получением вознаграждения.

В конкурсе

Воспитание чувства самоопределения — одна из многих вещей, которые могут вдохновить некоторых людей на успех — это особенно верно в условиях соревнований, таких как спорт и легкая атлетика, где ставки иногда очень высоки.

  • Безусловно, спортсмены стремятся к лучшим результатам в выбранном ими виде спорта, если они сами верят, что способны преодолеть препятствия, которые могут возникнуть на этом пути (Hagger & Chatzisarantis, 2008).

В социальной среде

Если человек пытается наладить близкие и нежные отношения с другими людьми, вероятность того, что поведение самоопределения улучшится (или будет наблюдаться чаще), высока. Какими конкретными способами люди могут строить самоопределение в социальных условиях?

  • Один конкретный способ построить самоопределение в таких условиях — активно искать позитивные отношения с людьми, которые способствуют созданию позитивной среды.
  • В поисках социальных отношений человек, который хочет работать над своим самоопределением, должен искать людей, которые поддержат его в достижении его целей.

Как улучшить самоопределение

Люди с высоким уровнем самоопределения склонны верить в свои врожденные способности и в то, что они контролируют свою жизнь.

Люди, которые практикуют самоопределяемое поведение, имеют внутренний локус контроля, и это заставляет их чувствовать, что их поведение будет влиять на результаты.

Что еще более важно, это заставляет их понять, что для того, чтобы другие люди начали верить в способности этого человека, этот же человек должен сначала поверить в себя.

Люди, которые верят в себя, столкнувшись с трудным сценарием, чувствуют, что могут преодолеть все, что задумали, благодаря усердию, правильному выбору и упорному труду.

Если человек не верит в себя, вероятность того, что он отдаст 100 % своих усилий при попытке выполнить какую-либо задачу, будет меньше (в конце концов, почему этот человек должен отдавать столько времени и усилий делу, которое, по его мнению, он обязан выполнить? уже не получается)?

Люди с высоким уровнем самоопределения, как правило, обладают высокой самомотивацией.

Люди, демонстрирующие самоопределяемое поведение, как правило, не полагаются на внешнее вознаграждение как на средство для выполнения задачи. Часто правильное выполнение задачи само по себе является наградой.

Чтобы повысить мотивацию, необходимо исключить внешние поощрения и наказания как причину выполнения задачи. Самоопределяющиеся люди ставят цели и работают над их достижением, потому что они чувствуют достаточную мотивацию, чтобы знать, что их усилия приведут к конечному продукту.

Люди с высоким уровнем самоопределения склонны брать на себя ответственность за свое поведение.

Самая большая разница между теми, кто самоопределен, и теми, кто не таков, заключается в том, что очень целеустремленные люди приписывают себе успех, но они также высоко держат голову перед лицом неудачи. У них нет проблем с принятием на себя ответственности, потому что они знают, что могут добиться большего.

И наоборот, люди, которым не хватает самоопределения, будут пытаться переложить вину на кого-то или что-то еще, пытаясь снять давление с себя.

Взятие на себя ответственности важно для обучения тому, как стать самостоятельным, поскольку это помогает человеку признать, что он человек (имеется в виду, что он способен потерпеть неудачу), а также то, что он способен признать свои ошибки (что является признаком уверенность).

Это ставит человека в ситуацию, когда он еще больше ценит то, что с ним что-то происходит, потому что, в конце концов, человек, который несет ответственность за то, чтобы поставить человека в эту ситуацию, — это он сам.

Рекомендации

Деси, Э.Л. (1971). Влияние внешнего вознаграждения на внутреннюю мотивацию. Журнал личности и социальной психологии, 18, 105–115.

Деси, Э.Л., Кестнер, Р., и Райан, Р.М. (1999). Метааналитический обзор экспериментов по изучению влияния внешнего вознаграждения на внутреннюю мотивацию. Психологический вестник, 125 (6), 627.

Деси, Э., и Райан, Р. (1991). Мотивационный подход к себе: интеграция в личность». В R. Dienstbier (Ed.),
Небраска симпозиум по мотивации: Vol. 38. Взгляды на мотивацию (стр. 237–288). Линкольн: Университет Небраски Press.

Деси, Э.Л., и Райан, Р.М. (2012). Мотивация, личность и развитие во встроенных социальных контекстах: обзор теории самоопределения. В Р. М. Райан (ред.), Оксфордский справочник по мотивации человека (стр. 85-107). Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета.

Хаггер, М., и Чацисарантис, Н. (2008). Теория самоопределения и психология физических упражнений. Международный обзор психологии спорта и физических упражнений, 1 (1), 79-103.

Леппер, М.К., Грин, Д., и Нисбетт, Р. (1973). Подрыв внутреннего интереса детей внешней наградой: проверка гипотезы «чрезмерного оправдания». Журнал личности и социальной психологии, 28 (1), 129–137.

Нимец, К.П., и Райан, Р.М. (2009). Автономия, компетентность и родство в классе: применение теории самоопределения к образовательной практике. Теория и исследования в образовании, 7 (2), 133-144.

Причард, Р.; Кэмпбелл, К.; Кэмпбелл, Д. (1977). Влияние внешних финансовых вознаграждений на внутреннюю мотивацию. Журнал прикладной психологии, 62 (1), 9.

Райан, Р. М., и Деси, Э. Л. (2000). Теория самоопределения и содействие внутренней мотивации, социальному развитию и благополучию. Американский психолог, 55 (1), 68–78.

Райан, Р. М. и Деси, Э. Л. (2017). Теория самоопределения: основные психологические потребности в мотивации, развитии и благополучии . Нью-Йорк: Издательство Гилфорд.

Штраус, К., и Паркер, С.К. (2014). Эффективная и устойчивая активность на рабочем месте: перспектива теории самоопределения. В М. Ганье (ред.),
Оксфордский справочник по вовлеченности в работу, мотивации и теории самоопределения
 (стр. 50–72). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета .

Дальнейшее чтение

  • Деси, Э.Л., Ла Гуардиа, Дж. Г., Моллер, А. С., Шайнер, М. Дж., и Райан, Р. М. (2006). О преимуществах предоставления и получения поддержки автономии: Взаимность в близких дружеских отношениях. Бюллетень личности и социальной психологии, 32 (3), 313–327.
  • Деси, Э.Л., и Райан, Р.М. (2000). «Что» и «почему» достижения цели: потребности человека и самоопределение поведения. Психологическое исследование, 11 (4), 227-268.
  • Рейс, Х.Т., Шелдон, К.М., Гейбл, С.Л., Роско, Дж., и Райан, Р.М. (2000). Ежедневное благополучие: роль автономии, компетентности и родства. Бюллетень личности и социальной психологии, 26 (4), 419–435.
  • Райан, Р. М., и Деси, Э. Л. (2000). Теория самоопределения и содействие внутренней мотивации, социальному развитию и благополучию. Американский психолог, 55 , 68-78.
Оцените статью
РАЗУМ И ЧУВСТВА
Добавить комментарий