Теория самоэффективности в психологии: определение и примеры — РАЗУМ И ЧУВСТВА

Теория самоэффективности в психологии: определение и примеры

Мотивация
  • Психолог Альберт Бандура определил самоэффективность как веру людей в свою способность контролировать свои действия и события, влияющие на их жизнь.
  • Чувство собственной эффективности может обеспечить основу для мотивации, благополучия и личных достижений.
  • Убеждения людей в их эффективности развиваются благодаря четырем основным источникам влияния, включая (i) опыт мастерства, (ii) замещающий опыт, (iii) социальное убеждение и (iv) эмоциональные состояния.
  • Высокая самоэффективность имеет множество преимуществ в повседневной жизни, таких как устойчивость к невзгодам и стрессу, привычки здорового образа жизни, повышение производительности труда и успеваемость.

Самоэффективность 1

Термин «самоэффективность» был впервые введен психологом Альбертом Бандурой (1977), канадско-американским психологом и профессором Стэнфордского университета.

Первоначально он предложил эту концепцию, по его собственным словам, как личное суждение о том, «насколько хорошо человек может выполнять действия, необходимые для решения предполагаемых ситуаций».

Самоэффективность — это особый набор убеждений человека, определяющих, насколько хорошо он может выполнить план действий в предполагаемых ситуациях (Бандура, 1977). Проще говоря, самоэффективность — это вера человека в свою способность добиться успеха в конкретной ситуации.

Бандура был ответственен за появление этого термина, но психологи изучали самоэффективность с нескольких точек зрения.

Чтобы привести пример с другой точки зрения, Кэти Колбе, педагог и автор бестселлеров, считает, что вера в собственные способности может иметь жизненно важное значение для измерения когнитивной силы (2009).

Она считает, что самоэффективность также включает в себя решимость и настойчивость, поскольку она помогает преодолевать препятствия, которые мешают использовать эти врожденные способности для достижения целей.

Оглавление

Как развивается самоэффективность?

Самоэффективность

Источник: Государственный университет Пенсильвании.

Альберт Бандура (1977) утверждает, что люди развивают свои убеждения в самоэффективности, интерпретируя информацию из четырех основных источников влияния.

1. Опыт мастерства (результаты деятельности)

Наиболее влиятельным источником является интерпретация результата предыдущего выступления или опыта мастерства.

Говоря об опыте мастерства, имеется в виду опыт, который человек получает, когда принимает новый вызов и успешно справляется с ним.

«Опыт мастерства — самый влиятельный источник информации об эффективности, потому что он дает наиболее достоверное свидетельство того, можно ли собрать все необходимое для достижения успеха. Успех строит твердую веру в свою личную эффективность. Неудачи подрывают его, особенно если неудачи происходят до того, как прочно установится ощущение эффективности» (Бандура, 1997).

Один из наиболее проверенных способов освоить новый навык или улучшить свои результаты в данной деятельности — это практика.

Как можно быть уверенным, что практика и приобретение новых навыков принесут в основном положительный опыт? В большинстве случаев отчасти причина того, что это работает так хорошо, заключается в том, что люди — неосознанно на протяжении всего этого процесса — учат себя тому, что они способны приобретать новые навыки.

Этот позитивный образ мышления — вера в то, что человек способен выполнить поставленные перед собой задачи — является благом, потому что частью борьбы за то, чтобы стать лучше в чем-либо или научиться чему-то новому, является уверенность в том, что человек верит, что он способен выполнить поставленные задачи. задача успешно.

2. Замещающий опыт (социальные ролевые модели)

Второй важный источник самоэффективности — это заместительный опыт, обеспечиваемый социальными моделями.

Бандура (1977) утверждает, что «наблюдение за тем, как люди, похожие на вас, добиваются успеха благодаря постоянным усилиям, укрепляет у наблюдателей» убеждения в том, что они тоже обладают способностями к освоению сопоставимых видов деятельности для достижения успеха.

Викарный опыт включает в себя наблюдение за другими людьми, успешно выполняющими задачу.

Когда у человека в жизни есть положительные образцы для подражания (особенно у тех, кто демонстрирует здоровый уровень самоэффективности), он с большей вероятностью усвоит хотя бы несколько из этих положительных убеждений о себе.

К социальным образцам для подражания относятся старшие братья и сестры, старшие друзья, вожатые лагеря, родители, тети и дяди, бабушки и дедушки, учителя, тренеры и работодатели.

3. Социальное убеждение

Получение положительной устной обратной связи при выполнении сложной задачи убеждает человека поверить в то, что у него есть навыки и способности для достижения успеха.

Самоэффективность — это влияние поощрения и разочарования в отношении производительности или способности человека (Redmond, 2010).

Например, если бы учащемуся начальной школы говорили, что он способен достичь величия и что он должен стремиться к достижению всего, чего его душа пожелает, — так выглядело бы словесное убеждение в действии.

Вербальное убеждение работает в любом возрасте, но чем раньше оно применяется, тем больше вероятность того, что оно будет способствовать развитию самоэффективности.

4. Эмоциональные и физиологические состояния

Эмоциональное, физическое и психологическое благополучие человека может влиять на то, как он относится к своим способностям в конкретной ситуации.

Например, если вы боретесь с депрессией или тревогой, вам может быть труднее поддерживать здоровый уровень благополучия. Разве невозможно добиться самоэффективности, страдая от некоторых из этих трудностей? Конечно, нет, но повысить собственную эффективность гораздо легче, когда человек чувствует себя здоровым и хорошо себя чувствует (Бандура, 1982).

Однако Бандура (1977) утверждает: «Важна не сама интенсивность эмоциональных и физических реакций, а то, как они воспринимаются и интерпретируются. Люди с высоким чувством эффективности, скорее всего, рассматривают свое состояние аффективного возбуждения как стимулирующий фактор, в то время как те, кого одолевают сомнения в себе, рассматривают свое возбуждение как истощающее.

Таким образом, научившись справляться с тревогой и улучшая настроение в сложных ситуациях, люди могут улучшить чувство собственной эффективности.

Бандура был не единственным психологом, исследовавшим самоэффективность. Одним из примеров другого влиятельного исследователя самоэффективности является Джеймс Мэддакс, который на самом деле несет ответственность за предположение о существовании пятого основного источника самоэффективности: воображаемого опыта или визуализации (Maddux and Meier, 1995).

Воображаемые переживания/визуализация

Джеймс Мэддукс (2013) предложил пятый путь к самоэффективности через «воображаемый опыт», искусство визуализации себя, эффективно или успешно ведущего себя в данной ситуации.

Воображаемый опыт (или визуализация) — это, по сути, попытка человека изобразить свои цели как достижимые.

Это похоже на старую поговорку, которая гласит: «это так близко, что вы почти можете попробовать это на вкус» — визуализация заключается в том, чтобы поставить себя (в своей голове) в положение полюса, чтобы быть способным достичь всего, на что вы нацелились.

С помощью этого метода, чтобы повысить собственную эффективность или самоэффективность ребенка, необходимо сосредоточиться на рисовании картины, чтобы успех казался наиболее вероятным результатом (Maddux and Meier, 1995).

Рисуя себя или других в благоприятном положении, Мэддакс (1995) предположил, что уровень самоэффективности у указанных людей повысится, учитывая, что они теперь более восприимчивы — после того, как изобразили себя на финишной прямой — поверить в себя.

Развитие самоэффективности

«Представления людей о своих способностях оказывают глубокое влияние на эти способности. Способность не является фиксированным свойством; существует огромная вариативность в том, как вы работаете. Люди, у которых есть чувство собственной эффективности, оправляются от неудачи; они подходят к вещам с точки зрения того, как с ними справиться, а не беспокоятся о том, что может пойти не так» (Бандура, 1977b).

Делайте акцент на моделировании сверстников

Учиться на примерах окружающих можно в любом возрасте (подумайте, как учитель является образцом для подражания для ученика, но точно так же работодатель является образцом для работника).

Эта концепция моделирования сверстников, хотя ее можно применять к любому возрасту, конечно, особенно верна для детей на ранней стороне спектра и наиболее эффективна, когда непосредственные сверстники ребенка (братья, сестры, родители, учителя, друзья) ) подают пример (Бандура, 1988).

Проще говоря, моделирование сверстников — это когда ребенок или взрослый демонстрирует хорошее социальное поведение и заинтересован в передаче тех же ценностей новому человеку.

Возьмем, к примеру, рабочую обстановку — один сотрудник занимает центральное место в течение недели и демонстрирует как деловую смекалку, так и хорошее социальное поведение.

Этот сотрудник будет примером для остальных сотрудников компании — они захотят научиться действовать и вести себя соответствующим образом, особенно если это хорошее поведение помогло им добиться большего успеха или получить больше похвалы от начальника.

Получить обратную связь

Проблема с пониманием обратной связи заключается в том, что некоторые люди склонны полагать, что отсутствие обратной связи равнозначно тому, что им говорят, что они хорошо выполняют свою работу (отсюда и распространенная фраза: «Отсутствие обратной связи — отличная обратная связь»).

Если делать это с правильными намерениями и правильным образом, обратная связь может стать одним из наиболее важных источников повышения уровня самоэффективности.

Как сотрудники, так и студенты, как правило, хотят знать, как у них дела. Чтобы обратная связь работала положительно, обратная связь должна предоставляться кратко и часто.

Без частой обратной связи можно запутаться в том, должны ли они продолжать делать то, что они делают, а без краткой обратной связи человек не поймет, что именно он должен исправить в себе.

Самоэффективность и последующее выполнение задач улучшаются после получения более подробной обратной связи о производительности (Beattie, Woodman, Fakehy, Dempsey, 2015).

Поощряйте участие

Участие, как правило, имеет важное значение в любой рабочей среде — оно побуждает человека быть активным и заинтересованным, а это замечательные качества человека, которые обычно влияют на его уровень самоэффективности.

Участие особенно важно в раннем возрасте — те ученики, которые занимаются в классе, не только более активны в своем обучении, но и, вероятно, усваивают больше информации по материалу. Активное участие в занятиях также связано с наличием навыков критического мышления и мышления более высокого уровня.

Участие также является неотъемлемым качеством модели сверстников — это человек, который ранее занимался активным обучением и может учить других аналогичным образом.

Уровень мышления, связанный с деятельностью, требующей участия, выходит за рамки простого понимания текста — он вовлекает как инициатора, так и аудиторию. Что еще более важно, участие помогает однокурсникам учиться друг у друга — и люди склонны повышать уровень своей самоэффективности в зависимости от того, как ведут себя самые близкие им люди.

Позвольте людям делать свой собственный выбор

Говоря о том, как важно позволять людям делать свой собственный выбор, обычно на ум приходит термин самоотчетность.

Независимо от того, положительный результат или отрицательный — принятие собственных решений позволяет человеку чувствовать себя ответственным (из-за вашей хитрости или из-за вашей небрежности, человек сам несет ответственность за то, оказался ли результат в вашу пользу или против вас) .

Еще одна важная причина, по которой следует подчеркивать самоотчетность – принятие собственных решений и решений позволяет совершать собственные ошибки и, что самое важное, дает возможность учиться на них.

Совет — это не то же самое, что приказ: человек может что-то посоветовать, но человек сам несет ответственность за то, чтобы делать с этой информацией все, что ему заблагорассудится.

Вот почему одного сверстника, хотя и очень полезного, недостаточно; человек должен понимать, что в конце концов — если он хочет кого-то смоделировать — единственный человек, способный действовать, — это он сам.

Применение самоэффективности

Высокая самоэффективность была связана с многочисленными преимуществами в повседневной жизни, такими как устойчивость к невзгодам и стрессу, привычки к здоровому образу жизни, повышение производительности сотрудников и успеваемость.

Здоровые привычки

По мнению психологов в области здравоохранения (Bandura, 1988), люди более склонны к здоровому поведению, если они уверены в своих способностях успешно выполнять это поведение.

Приведем один пример: более высокий уровень самоэффективности может помочь человеку придерживаться режима упражнений. Это имеет тенденцию быть положительным с нескольких сторон — цель завершения тренировки достигнута благодаря более высокому уровню самоэффективности, а завершенная программа упражнений помогает вашему физическому и психическому благополучию.

Самоэффективность также является фактором, который помогает людям принимать другие варианты здорового образа жизни, например, пытаться придерживаться здорового питания или пытаться бросить курить. Психологи в области здравоохранения считают, что самоэффективность можно применять способами, способствующими здоровому образу жизни.

Академический успех

Март ван Динтер (2011) и ряд его коллег провели исследование связи между образованием и самоэффективностью. В их выводах говорится, что самоэффективность связана с такими факторами, как стратегии, которые используют учащиеся, цели, которые учащиеся ставят перед собой, и их академические достижения.

Другими словами, более высокий уровень самоэффективности связан с тем, что люди повсеместно считают таковым, со здоровыми привычками студенческой жизни. Это означает, что люди с более высоким уровнем самоэффективности могут лучше учиться в школе и быть более организованными.

Лечение фобий

Бандура (1982) предположил, что самоэффективность может быть эффективно использована для лечения фобий. Он хотел проверить это, проведя эксперимент.

Он начал с двух групп: одна группа будет напрямую взаимодействовать со своей фобией (в данном случае со змеями), а члены второй группы будут наблюдать, как кто-то участвует в действиях, связанных с их фобией.

Цель состояла в том, чтобы оценить, какая группа — после разных подходов к фобии — все еще будет больше бояться змей. По результатам эксперимента участники, непосредственно взаимодействовавшие со змеей, показали более высокую самоэффективность и меньшее избегание.

Это говорит о том, что личный опыт более эффективен, чем наблюдение, когда речь идет о развитии самоэффективности и противостоянии нашим страхам.

Как измеряется самоэффективность?

Общая шкала самоэффективности (GSE) была разработана Матиасом Иерусалимом и Ральфом Шварцером – шкала состоит всего из 8 пунктов, оцениваемых по шкале от 1 (полностью не согласен) до 5 (полностью согласен).

  1. «Я смогу достичь большинства целей, которые поставил перед собой»
  2. «Сталкиваясь с трудными задачами, я уверен, что выполню их»
  3. «В целом я думаю, что могу получить важные для меня результаты»
  4. «Я считаю, что могу преуспеть в любом начинании, к которому я стремлюсь»
  5. «Я смогу успешно преодолеть многие трудности»
  6. «Я уверен, что смогу эффективно выполнять множество различных задач»
  7. «По сравнению с другими людьми, я очень хорошо справляюсь с большинством задач»
  8. «Даже когда все тяжело, я могу хорошо выступать».

Затем подсчитываются баллы, взяв среднее значение всех восьми ответов (соответственно, они будут варьироваться от 1 до 5).

Предполагается, что тест должен работать таким образом, что чем выше результат, тем выше уровень самоэффективности у указанного человека.

Самоуважение против самоэффективности

Самоуважение — это чувство собственного достоинства, а самоэффективность — это восприятие собственной способности достичь цели.

В качестве примера предположим, что у нас есть человек, который ужасно катается на лошадях. Что касается верховой езды, этот человек, вероятно, будет демонстрировать низкий уровень самоэффективности, учитывая, что он сам считает себя ужасным в верховой езде.

Однако самооценка этого человека, вероятно, не пострадает, если он не полагается на верховую езду для определения самооценки (а учитывая, насколько эта деятельность выходит за рамки, очень маловероятно, что это так).

И наоборот, предположим, что человек на самом деле очень опытен в верховой езде, но этот человек установил такой высокий стандарт и в достаточной степени основывает свою самооценку на этом конкретном навыке, что его самооценка на самом деле довольно низкая. В любом случае оба примера иллюстрируют, как на самом деле связаны самооценка и самоэффективность, но это не одно и то же.

Уверенность против самоэффективности

Когда Бандура впервые начал исследовать самоэффективность (1977), он хотел продемонстрировать, что конструкция самоэффективности нуждается в отдельном определении от более разговорного термина, такого как «уверенность».

Почему это произошло? Проблема с таким термином, как «уверенность» и почему он не может означать то же самое, что и самоэффективность, заключается в том, что уверенность — это неспецифический термин, который относится к силе убеждения, но не обязательно указывает, что такое уверенность.

Например, человек может быть уверен в своей врожденной способности все испортить. Восприятие самоэффективности отличается — оно относится к вере в собственные возможности и в то, что можно достичь заданного уровня достижений.

Следовательно, причина, по которой нельзя использовать уверенность в том же ключе, что и термин самоэффективность, заключается в том, что уверенность (в отличие от самоэффективности) не включает в себя как подтверждение уровня способностей, так и силу этого убеждения.

Мотивация против самоэффективности

Мотивация основана на желании человека достичь определенной цели, в то время как самоэффективность основана на вере человека в свою способность достичь указанной цели.

Хотя в большинстве случаев те же самые люди с высокой самоэффективностью часто имеют высокую мотивацию и наоборот, важно понимать, что это не просто предрешенный вывод.

Думайте о мотивации как о том, что заставляет человека вставать с постели, а о самоэффективности — как о собственном восприятии веры в то, что у него есть необходимые силы, чтобы встать с постели — эти два термина идут рука об руку, но, безусловно, не взаимозаменяемы.

Конечно, с логической точки зрения, остается верным, что когда человек поддерживает или повышает уровень своей самоэффективности, это, как правило, повышает его мотивацию для продолжения обучения и достижения прогресса.

Эти отношения могут идти в обоих направлениях; Возьмем, к примеру, человека, который мотивирован учиться и добиваться успеха. Когда человек сильно мотивирован на успех, в большинстве случаев это означает, что он с большей вероятностью достигнет любых целей, которые поставил перед собой, что способствует повышению уровня его самоэффективности.

Учебная деятельность

Разработайте меру самоэффективности для любого поведения, связанного со здоровьем, чтобы избежать смешения самоэффективности с соответствующими конструктами, такими как уверенность или мотивация.

Поведение, связанное со здоровьем, включает:

  • Отказ от курения
  • Употребление алкоголя
  • принимать пищу
  • Контроль боли
  • Упражнение

Разработайте программу вмешательства, которая повысит самоэффективность поведения, связанного со здоровьем, и план исследования для измерения изменений в самоэффективности.

Рекомендации

Бандура, А (1977). Самоэффективность: на пути к объединяющей теории поведенческих изменений. Психологический обзор. 84 (2): 191–215.

Бандура, Альберт (1977), Теория социального обучения, том. 1). Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-холл.

Бандура, А. (1997b). Самоэффективность: осуществление контроля . Нью-Йорк: Фриман.

Бандура, Альберт (1982). Механизм самоэффективности в человеческой деятельности. Американский психолог. 37 (2): 122–147.

Бандура, А (1988). Организационное применение социальной когнитивной теории. Австралийский журнал менеджмента. 13 (2): 275–302.

Битти, С., Вудман, Т., Фейкхи, М., и Демпси, К. (2016). Роль обратной связи по производительности в отношениях самоэффективности и производительности. Спорт, физические упражнения и психология производительности, 5 (1), 1.

Динтер, М.В., Дочи, Ф., и Сегерс, М.С. (2011). Факторы, влияющие на самоэффективность студентов в высшем образовании. Обзор образовательных исследований, 6 , 95-108.

Гаумер Эриксон, А.С., Соукуп, Дж. Х., Нунан, П. М., и МакГурн, Л. (2016). Опросник самоэффективности. Лоуренс, Канзас: Канзасский университет. Центр исследований обучения .

Кольбе, Кэти (2009) «Самоэффективность возникает в результате осуществления контроля над личными волевыми силами», Мудрость веков.

Мэддакс, JE (ред.). (2013). Самоэффективность, адаптация и корректировка: теория, исследования и применение . Springer Science & Business Media.

Мэддакс, Дж. Э., и Мейер, Л. Дж. (1995). Самоэффективность и депрессия. В книге «Самоэффективность, адаптация и приспособление» (стр. 143–169). Спрингер, Бостон, Массачусетс.

Редмонд, Б. Ф. (2010). Теория самоэффективности: думаю ли я, что смогу преуспеть в своей работе? Отношение к работе
и мотивация
 . Пенсильвания: Государственный университет, Всемирный кампус.

Шварцер Р. и Иерусалим М. (1995). Обобщенная шкала самоэффективности. Меры в психологии здоровья: портфолио пользователя. Причинные и контрольные убеждения, 1 (1), 35-37.

Дальнейшее чтение

  • Бандура: самоэффективность
  • Общая шкала самоэффективности (GSF)
  • Социальная когнитивная теория: агентная точка зрения
  • Укрепление здоровья социально-познавательными средствами
  • Воспринимаемый поведенческий контроль, самоэффективность, локус контроля и теория запланированного поведения
  • Воспринимаемая самоэффективность в когнитивном развитии и функционировании
  • Самоэффективность: теоретический анализ ее детерминант и податливости
  • Самоэффективность и производительность, связанная с работой: метаанализ
  • Самоэффективность: важный мотив для обучения
  • Самоэффективность и этапы изменения спортивного поведения
Оцените статью
РАЗУМ И ЧУВСТВА
Добавить комментарий