Таксономия Блума: 6 уровней обучения — РАЗУМ И ЧУВСТВА

Таксономия Блума: 6 уровней обучения

Теории обучения

На секунду вспомните любой урок в школе или институте. Когда учитель начинал урок, вы могли услышать что-то вроде «к концу урока вы сможете…». Это являлось целью урока и продуктом таксономии Блума. Эта теория о том, что ученики смогут освоить предметы, если учителя будут создавать подходящие условия обучения и ставить понятные цели.

Что такое Таксономия Блума?

Таксономия Блума — это иерархическая модель, которая используется для классификации целей обучения по разным уровням сложности.

Возможно, вы уже слышали слово «таксономия» на уроках биологии. Чаще всего его используют для обозначения классификации живых существ от царства к виду. Точно так же таксономия Блума классифицирует цели обучения для студентов: от запоминания и воспроизведения фактов до разработки нового продукта.

Таксономия Блума включает три области обучения: когнитивную, аффективную и психомоторную. В каждой области обучение может проходить на нескольких уровнях — от простого к сложному.

Развитие таксономии

Бенджамин Блум был психологом-педагогом и председателем комитета педагогов Чикагского университета. Проведя серию исследований, посвященных успеваемости учащихся, Блум смог выделить определенные факторы, которые влияют на то, как дети учатся.

Один из таких факторов — отсутствие разнообразия в обучении. То есть учителя не удовлетворяли потребности каждого отдельного ученика, а вместо этого полагались на одну универсальную учебную программу. Поэтому Блум и его коллеги заявили, что если бы учителя разработали индивидуальные образовательные планы, то ученики учились бы значительно лучше.

Эта гипотеза вдохновила Блума на разработку процедуры, в которой учителя объединяли определенные навыки и концепции в недельные блоки. Завершение каждого блока сопровождается оценкой. Так оценка должна выявить области, которые нуждаются в дополнительном изучении.

Первоначальная таксономия (1956)

Таксономия Блума была впервые опубликована в 1956 году в статье под названием «Таксономия образовательных целей». Таксономия выделяет разные уровни целей обучения, которые разделенны по сложности. Только после того, как учащийся освоит один уровень обучения он может перейти на следующий уровень.

Когнитивная область, связанная с мышлением и интеллектом

Первоначальная версия таксономии — это первая и наиболее распространенная иерархия целей обучения. Она фокусируется на приобретении и применении знаний и широко используется в образовательной среде.

Оригинал Блум

Эта модель иерархична — более высокие уровни пирамиды зависят от достижения навыков более низких уровней.

Отдельные уровни когнитивной модели снизу вверх, включая примеры, следующие:

  1. Знание : воспоминание информации или знаний является основой пирамиды и предварительным условием для всех будущих уровней →
    Пример : Назовите три распространенных вида мяса.
  2. Понимание : осмысление информации →
    Пример : Обобщите определяющие характеристики стейка, свинины и курицы.
  3. Применение : использование знаний в новой, но похожей форме →
    Пример : Помогает ли употребление мяса увеличить продолжительность жизни?
  4. Анализ : разделение знаний и изучение взаимосвязей →
    Пример : Сравните и сопоставьте различные способы подачи мяса и сравните пользу для здоровья.
  5. Синтез : использование информации для создания чего-то нового →
    Пример : преобразовать «нездоровый» рецепт мяса в «здоровый» рецепт, заменив определенные ингредиенты. Приведите доводы в пользу пользы для здоровья от использования выбранных вами ингредиентов, а не оригинальных.
  6. Оценка : критическое изучение актуальной и доступной информации для вынесения суждения →
    Пример : Какие виды мяса лучше всего подходят для приготовления здоровой пищи и почему?

Типы знаний

Хотя знание может быть наиболее интуитивным блоком пирамиды когнитивной модели, это измерение на самом деле разбито на четыре различных типа знания:

  1. Фактическое знание относится к знанию терминологии и конкретных деталей.
  2. Концептуальное знание описывает знание категорий, принципов, теорий и структур.
  3. Процедурные знания охватывают все формы знаний, связанных с конкретными навыками, алгоритмами, техниками и методами.
  4. Метакогнитивное знание определяет знание, связанное с мышлением, — знание о когнитивных задачах и самопознании («Пересмотренная таксономия Блума», без даты).

Однако это не означает, что этот порядок отражает, насколько конкретны или абстрактны эти формы знания (например, процедурное знание не всегда более абстрактно, чем концептуальное знание).

Тем не менее, важно обрисовать в общих чертах эти различные формы знания, чтобы показать, насколько они более динамичны, чем можно подумать, и что существует множество различных типов знаний, которые можно вспомнить, прежде чем перейти к фазе понимания.

И хотя первоначальная таксономия 1956 года была сосредоточена исключительно на когнитивной модели обучения, которую можно применять в классе, аффективная модель обучения была опубликована в 1964 году, а психомоторная модель — в 1970-х годах.

Аффективная сфера (1964), связанная с чувствами и эмоциями.

Аффективная модель стала вторым справочником (первой была когнитивная модель) и расширением оригинальной работы Блума (Krathwol et al., 1964).

Цвести

Эта область фокусируется на том, как мы справляемся со всеми вещами, связанными с эмоциями, такими как чувства, ценности, признательность, энтузиазм, мотивация и отношение (Clark, 2015).

От низшего к высшему, с включенными примерами, пять уровней:

  1. Получение : базовое осознание →
    Пример : слушание и запоминание имен ваших одноклассников, когда вы встречаете их в первый день в школе.
  2. Реагирование : активное участие и реагирование на стимулы с упором на реагирование →
    Пример : участие в обсуждении в классе.
  3. Ценность : ценность, связанная с конкретным объектом или частью информации, варьирующаяся от простого принятия до сложной приверженности; ценности каким-то образом связаны с предыдущими знаниями и опытом →
    Пример : ценить разнообразие и быть чувствительным к прошлому и убеждениям других людей.
  4. Организация : сортировка ценностей по приоритетам и создание уникальной системы ценностей с упором на сравнение и соотнесение ранее определенных ценностей →
    Пример : принятие профессиональных этических стандартов.
  5. Характеристика : построение абстрактных знаний на основе знаний, полученных на четырех предыдущих уровнях; система ценностей теперь действует в полную силу и контролирует ваше поведение →
    Пример : Демонстрация профессиональной приверженности этическим стандартам на рабочем месте.

Психомоторная сфера (1972) , связанная с умелым поведением.

Третьей и последней областью таксономии Блума является психомоторная область. Психомоторная модель фокусируется на физическом движении, координации и всем, что связано с двигательными навыками.

Овладение этими особыми навыками характеризуется скоростью, точностью и расстоянием. Эти психомоторные навыки варьируются от простых задач, таких как мытье автомобиля, до более сложных задач, таких как управление сложным технологическим оборудованием.

Как и в случае с когнитивной областью, психомоторная модель не обходится без модификаций. Эта модель была впервые опубликована Робертом Армстронгом и его коллегами в 1970 году и включала пять уровней:

1) подражание; 2) манипуляция; 3) точность; 4) артикуляция; 5) натурализация. Эти уровни представляют собой различные степени выполнения навыка от раскрытия до мастерства.

Цвести

Два года спустя Анита Харроу (1972) предложила исправленную версию с шестью уровнями:

1) рефлекторные движения; 2) основные движения; 3) перцептивные способности; 4) физические способности; 5) умелые движения; 6) недискурсивное общение.

Эта модель направлена ​​на развитие физической подготовки, ловкости, ловкости и контроля над телом и фокусируется на различной степени координации от рефлексов до очень выразительных движений.

В том же году Элизабет Симпсон (1972) создала таксономию, которая прошла путь от наблюдения до изобретения.

Семь уровней вместе с примерами перечислены ниже:

  1. Восприятие : базовое осознание →
    Пример : оценка того, куда приземлится мяч после того, как он будет брошен, и управление вашими движениями, чтобы быть в состоянии поймать его.
  2. Установить : готовность действовать; умственный, физический и эмоциональный настрой, который заставляет вас действовать так, как вы делаете →
    Пример : желание научиться наносить идеальный удар, признавая свою нынешнюю неспособность сделать это.
  3. Управляемый ответ : начальный этап овладения физическим навыком. Это требует проб и ошибок →
    Пример : бросание мяча после наблюдения за тренером, уделяя особое внимание требуемым движениям.
  4. Механизм : промежуточный этап овладения навыком. Он включает в себя преобразование выученных ответов в привычные реакции, чтобы их можно было выполнять с уверенностью и мастерством →
    Пример : Успешный бросок мяча в ловушку.
  5. Сложная открытая реакция : умелое выполнение сложных движений автоматически и без колебаний →
    Пример : Нанесение идеального удара в перчатку кэтчера.
  6. Адаптация : навыки настолько развиты, что их можно модифицировать в зависимости от определенных требований →
    Пример : Нанесение идеального удара в ловушку, даже если у тарелки стоит отбивающий.
  7. Зарождение : способность создавать новые движения в зависимости от ситуации или проблемы. Эти движения являются производными от уже развитого набора навыков физических движений →
    Пример : взять набор навыков, необходимый для идеального броска фастбола, и научиться бросать крученый мяч.

Пересмотренная таксономия (2001 г.)

В 2001 году первоначальная когнитивная модель была изменена психологами-педагогами Дэвидом Кратволом (с которым Блум работал над начальной таксономией) и Лорином Андерсоном (которая была предыдущей ученицей Блума!) и опубликована под названием «Таксономия для преподавания, обучения и обучения» . Оценка .

Пересмотренный Блум

Эта пересмотренная таксономия делает упор на более динамичный подход к образованию, а не на то, чтобы запихнуть образовательные цели в фиксированные, неизменные пространства.

Чтобы отразить эту активную модель обучения, в пересмотренной версии используются глаголы для описания активного процесса обучения, и убраны существительные, использовавшиеся в исходной версии (Армстронг, 2001).

На рисунке ниже показано, какие слова были изменены, а также небольшая корректировка самой иерархии (оценка и синтез поменялись местами). Вместе когнитивные, аффективные и психомоторные модели составляют таксономию Блума.

Как Bloom’s может помочь в разработке курсов

Благодаря таксономии Блума у ​​учителей по всей стране есть инструмент для разработки заданий, оценок и общих учебных программ.

Эта модель помогает учителям определить ключевые цели обучения, которые, по их мнению, должен достичь учащийся по каждому разделу, поскольку она кратко описывает процесс обучения.

Таксономия объясняет, что 1) прежде чем вы сможете понять концепцию, вам нужно ее запомнить; 2) чтобы применить понятие, нужно сначала его понять; 3) чтобы оценить процесс, нужно сначала его проанализировать; 4) чтобы создать что-то новое, нужно пройти тщательную оценку (Шабатура, 2013).

Эта иерархия проводит учащихся через процесс синтеза информации, который позволяет им критически мыслить. Студенты начинают с части информации и мотивированы задавать вопросы и искать ответы.

Таксономия Блума не только помогает учителям понять процесс обучения, но и дает более конкретные рекомендации о том, как ставить эффективные цели обучения.

Уровень БлумКлючевые глаголы (ключевые слова)Пример цели обучения
Создаватьпроектировать, формулировать, строить, изобретать, создавать, составлять, генерировать, выводить, модифицировать, развивать.К концу этого урока учащийся сможет разработать оригинальную домашнюю задачу, связанную с принципом сохранения энергии.
Оцениватьвыбирать, поддерживать, соотносить, определять, защищать, судить, оценивать, сравнивать, сопоставлять, спорить, оправдывать, поддерживать, убеждать, выбирать, оценивать.К концу этого урока учащийся сможет определить, что лучше использовать для решения задачи динамики: сохранение энергии или сохранение импульса.
Анализироватьклассифицировать, разбивать, классифицировать, анализировать, составлять схемы, иллюстрировать, критиковать, упрощать, связывать.К концу этого урока учащийся сможет различать потенциальную и кинетическую энергию.
Применятьрассчитать, предсказать, применить, решить, проиллюстрировать, использовать, продемонстрировать, определить, смоделировать, выполнить, представить.К концу этого урока учащийся сможет рассчитать кинетическую энергию снаряда.
Пониматьописывать, объяснять, перефразировать, переформулировать, приводить оригинальные примеры, обобщать, противопоставлять, интерпретировать, обсуждать.К концу этого урока учащийся сможет своими словами описать три закона движения Ньютона.
Помнитьперечислить, перечислить, обрисовать в общих чертах, определить, назвать, сопоставить, процитировать, вспомнить, идентифицировать, обозначить, распознать.К концу этого урока ученик сможет повторить три закона движения Ньютона.

Пересмотренная версия напоминает учителям, что обучение — это активный процесс, подчеркивая важность включения измеряемых глаголов в цели. А четкая структура самой таксономии подчеркивает важность того, чтобы цели обучения были четкими и краткими, а не расплывчатыми и абстрактными (Shabatura, 2013).

Таксономия Блума применяется даже на более широком уровне курса. То есть, помимо применения к конкретным учебным единицам, таксономия Блума может применяться ко всему курсу, чтобы определить, какие цели обучения должны быть у этого курса.

В частности, вводные курсы более низкого уровня, которые обычно ориентированы на первокурсников, будут нацелены на навыки более низкого уровня Блума, поскольку учащиеся приобретают фундаментальные знания.

Однако это не означает, что это единственный включенный уровень, но вы можете продвинуться только на пару ступеней вверх по лестнице к этапам применения и анализа.

С другой стороны, в старших классах не так много внимания уделяется запоминанию и пониманию, потому что учащиеся этих курсов уже овладели этим навыком.

В результате эти курсы вместо этого сосредотачиваются на целях обучения более высокого порядка, таких как оценка и создание (Shabatura, 2013). Таким образом, профессора могут подумать о том, какой тип курса они преподают, и обратиться к таксономии Блума, чтобы определить, какими они хотят видеть общие цели обучения курса.

Наличие этих четких и организованных целей позволяет учителям планировать и проводить соответствующее обучение, разрабатывать обоснованные задания и оценки и обеспечивать, чтобы такие инструкции и оценки действительно соответствовали намеченным целям (Армстронг, 2010).

В целом таксономия Блума помогает учителям учить, а ученикам учиться!

Критическая оценка

Таксономия Блума выполняет кажущуюся устрашающей задачу взять важную и сложную тему мышления и придать ей конкретную структуру.

Таксономия продолжает предоставлять учителям и преподавателям основу для руководства тем, как они устанавливают цели обучения для учащихся и как они разрабатывают свой учебный план.

А наличие конкретных вопросов или общих заданий, соответствующих принципам Блума, поощряет учащихся к мышлению более высокого порядка.

Однако, несмотря на то, что она все еще используется сегодня, эта таксономия не лишена недостатков. Как упоминалось ранее, первоначальная таксономия 1956 года представляла обучение как статичную концепцию. Хотя в конечном итоге это было решено в пересмотренной версии 2001 года, в которую были включены активные глаголы, чтобы подчеркнуть динамическую природу обучения, обновленная структура Блума по-прежнему подвергается множественной критике.

Многие психологи не согласны с пирамидальной природой таксономии. Форма создает ложное впечатление, что эти когнитивные шаги дискретны и должны выполняться независимо друг от друга (Anderson & Krathwol, 2001).

Тем не менее, подавляющее большинство задач требуют нескольких когнитивных навыков для работы в тандеме друг с другом. Другими словами, задача не будет только анализом или только задачей понимания. Скорее, они происходят одновременно, а не последовательно.

Структура также создает впечатление, что некоторые из этих навыков сложнее и важнее, чем другие. Однако, когда люди принимают такое мышление, меньше внимания уделяется знанию и пониманию, которые не менее, если не более важны, чем процессы, ведущие к вершине пирамиды.

Кроме того, автор Дуг Лемов (2017) утверждает, что это способствует национальной тенденции, которая обесценивает важность знаний. Он идет еще дальше, говоря, что учащиеся с низким доходом, которые имеют меньше доступа к источникам информации, страдают от пробела в знаниях в школах.

Третья проблема с таксономией заключается в том, что сам порядок элементов неточен. Когда мы учимся, мы не всегда начинаем с запоминания, затем переходим к пониманию и через создание чего-то нового. Вместо этого мы в основном учимся, применяя и создавая.

Например, вы на самом деле не знаете, как написать эссе, пока не сделаете это на самом деле. И вы можете не знать, как говорить по-испански, пока не начнете это делать (Бергер, 2020).

Акт действия — это то, в чем заключается обучение, а не движение через регламентированный линейный процесс. Несмотря на эти несколько обоснованных критических замечаний в адрес таксономии Блума, эта модель все еще широко используется сегодня.

Рекомендации

Андерсон, Л.В., Кратвол, Д.Р. (2001). Таксономия обучения, преподавания и оценки: пересмотр таксономии образовательных целей Блума . Нью-Йорк: Лонгман.

Армстронг, П. (2010). Таксономия Блума. Учебный центр Университета Вандербильта . Получено с https://cft.vanderbilt.edu/guides-sub-pages/blooms-taxonomy/

Армстронг, Р. Дж. (1970). Разработка и написание поведенческих задач .

Бергер, Р. (2020). Вот что не так с таксономией Блума: Перспектива более глубокого обучения (мнение) . Получено с https://www.edweek.org/education/opinion-heres-whats-wrong-with-blooms-taxonomy-a-deeper-learning-perspective/2018/03.

Блум, BS (1956). Таксономия образовательных целей. Том. 1: Когнитивная область. Нью-Йорк: Маккей , 20, 24.

Блум, бакалавр наук (1971). Обучение мастерству. В Блоке Дж. Х. (ред.), Мастерское обучение: теория и практика (стр. 47–63). Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.

Кларк, Д. (2015). Таксономия Блума : аффективная сфера. Получено с http://www.nwlink.com/~donclark/hrd/Bloom/affective_domain.html.

Гаски, TR (2005). Формирующее оценивание в классе и Бенджамин С. Блум: теория, исследования и последствия . Онлайн-подача.

Харроу, А. Дж. (1972). Таксономия психомоторной области . Нью-Йорк: Дэвид Маккей Ко.

Кратволь, Д. Р. (2002). Пересмотр таксономии Блума: обзор. Теория на практике, 41 (4), 212-218.

Кратволь, Д.Р., Блум, Б.С., и Масиа, Б.Б. (1964). Таксономия образовательных целей: Классификация образовательных целей. Справочник II: Аффективный домен . Нью-Йорк: Дэвид Маккей Ко.

Лемов, Д. (2017). Таксономия Блума — эта пирамида — проблема . Получено с https://teachlikeachampion.com/blog/blooms-taxonomy-pyramid-problem/

Пересмотренная таксономия Блума . (й). Получено с https://www.celt.iastate.edu/teaching/efficient-teaching-practices/revised-blooms-taxonomy/

Шабатура, Дж. (2013). Использование таксономии Блума для написания эффективных целей обучения . Получено с https://tips.uark.edu/using-blooms-taxonomy/

Симпсон, Э. Дж. (1972). Классификация образовательных целей в области психомоторики , Университет Иллинойса. Урбана.

Дальнейшее чтение

  • Стили обучения Колба
  • Таблица таксономии глаголов Блума
  • Блум, BS (1956). Таксономия образовательных целей. Том. 1: Когнитивная область. Нью-Йорк: Маккей, 20, 24.
  • Кратволь, Д. Р. (2002). Пересмотр таксономии Блума: обзор. Теория на практике, 41(4), 212-218.
  • Монтессори-метод обучения
Оцените статью
РАЗУМ И ЧУВСТВА
Добавить комментарий