Самоактуализация в психологии: теория, примеры и характеристики — РАЗУМ И ЧУВСТВА

Самоактуализация в психологии: теория, примеры и характеристики

Мотивация
  • Самоактуализация — это полная реализация своего потенциала, полное развитие своих способностей и оценка жизни. Эта концепция находится на вершине иерархии потребностей Маслоу, поэтому не каждый человек достигает ее.
  • Курт Гольдштейн, Карл Роджерс и Абрахам Маслоу — три человека, внесшие огромный вклад в наше понимание концепции самореализации.
  • Современное понимание самоактуализации, как правило, больше соответствует взглядам Маслоу, чем взглядам Гольдштейна или Роджерса.
  • Согласно Маслоу, внутреннее стремление к самореализации редко возникает, пока не будут удовлетворены более основные потребности.
  • Самоактуализированные люди принимают себя такими, какие они есть, несмотря на свои недостатки и ограничения, и испытывают стремление к творчеству во всех аспектах своей жизни.
  • Несмотря на то, что самоактуализирующиеся люди происходят из разных слоев общества и разных профессий, они обладают заметными общими характеристиками, такими как способность развивать глубокие и любящие отношения с другими.

Самоактуализация (также называемая самореализацией или самосовершенствованием) может быть описана как полная реализация своего потенциала, проявляющаяся в пиковых переживаниях, которые включают в себя полное развитие своих способностей и оценку жизни (Маслоу, 1962).

Достижение самореализации предполагает полное вовлечение человека в жизнь и реализацию того, на что он способен.

Как правило, состояние самоактуализации рассматривается как достижимое только после удовлетворения основных потребностей человека в выживании, безопасности, любви и самоуважении (Маслоу, 1943, 1954).

Оглавление

Курт Гольдштейн

Хотя термин «самореализация» больше всего ассоциируется с Абрахамом Маслоу, первоначально он был введен Куртом Гольдштейном, врачом, специализирующимся на психиатрии и нейроанатомии в начале 20-го века.

Гольдштейн (1939, 1940) рассматривал самоактуализацию как конечную цель каждого организма и имел в виду стремление человека к самореализации и склонность индивидуума актуализировать
свой потенциал.

Он утверждал, что каждое человеческое существо, растение и животное имеют врожденную цель реализовать себя такими, какие они есть.

Гольдштейн указал, что организмы, следовательно, ведут себя в соответствии с этой всеобъемлющей мотивацией.

В своей книге «Организм: холистический подход к биологии, основанный на патологических данных человека» Гольдштейн утверждал, что самоактуализация включает в себя тенденцию максимально актуализировать индивидуальные способности организма (Goldstein, 2000).

По мнению Гольдштейна (1940), самоактуализация — это не обязательно цель, которая должна быть достигнута в будущем, а врожденная склонность организма к реализации своего потенциала в любой момент при данных обстоятельствах.

Карл Роджерс

Карл Роджерс описал самоактуализацию как непрерывный пожизненный процесс, посредством которого самооценка человека поддерживается и усиливается посредством размышлений и переосмысления различных переживаний, которые позволяют человеку восстанавливаться, изменяться и развиваться (Rogers, 1951).

Согласно Роджерсу (1967), в основе человеческого организма лежит «тенденция к актуализации», которая направлена ​​на развитие всех способностей таким образом, чтобы поддерживать или улучшать организм и продвигать его к автономии.

Согласно Роджерсу, люди могли самореализоваться только в том случае, если у них было положительное представление о себе (позитивное самоуважение). Это может произойти только в том случае, если они имеют безоговорочно положительное отношение со стороны других — если они чувствуют, что их безоговорочно ценят и уважают окружающие (особенно их родители, когда они были детьми).

Самоактуализация возможна только в том случае, если существует соответствие между тем, как человек видит себя (образ себя) и своим идеальным я (каким он хочет быть или думает, что должен быть). Если между этими двумя понятиями существует большой разрыв, возникнет негативное чувство собственного достоинства, которое сделает невозможным самоактуализацию.

Круги конгруэнтности, иллюстрирующие самоактуализацию

Роджерс (1967) утверждает, что структура самости представляет собой последовательный, но изменчивый паттерн восприятия самого себя, который организуется и формируется посредством оценочных взаимодействий.

Однако напряжение между своим идеальным самоощущением и своим опытом (или образом себя) может привести к неконгруэнтности, психопатологическому состоянию, возникающему из-за искажения чьей-то унитарной тенденции к актуализации.

Для Роджерса (1967) человек, находящийся в процессе самореализации, активно исследующий потенциал и способности и испытывающий соответствие между реальным и идеальным «я», является полностью функционирующей личностью.

Стать полностью функционирующей личностью означает, «что индивидуум движется к «бытию», сознательно и принимая процесс, которым он внутренне и на самом деле «является». Он уходит от того, чем он не является, от фасада.

Он не пытается быть больше, чем он есть, с сопутствующим чувством незащищенности или напыщенной оборонительной позиции. Он не пытается быть меньше, чем он есть, с сопутствующим чувством вины или самоуничижения.

Он все больше прислушивается к глубочайшим тайникам своего психологического и эмоционального существа и обнаруживает, что все больше и больше желает быть с большей точностью и глубиной тем «я», которым он является в наибольшей степени».

Полностью функционирующие люди находятся в контакте со своими собственными чувствами и способностями и способны доверять своим сокровенным побуждениям и интуиции.

Чтобы стать полноценно функционирующим, человеку необходимо безусловное положительное отношение со стороны окружающих, особенно родителей в детстве.

Безусловное положительное отношение — это отношение принятия других, несмотря на их недостатки.

Однако большинство людей не воспринимают положительное отношение других как безусловное. Они склонны думать, что их будут любить и ценить только в том случае, если они будут соответствовать определенным условиям ценности.

Эти условия ценности создают внутри себя несоответствие между реальным «я» (каким человек является) и идеальным «я» (каким, по его мнению, он должен быть или хочет быть).

Авраам Маслоу

Маслоу, как и Гольдштейн, рассматривал самоактуализацию как реализацию своего потенциала. Однако Маслоу (1967) описал самоактуализацию более узко, чем Гольдштейн, применив ее исключительно к людям, а не ко всем организмам.

Маслоу указал, что у людей есть потребности низшего порядка, которые обычно должны быть удовлетворены, прежде чем могут быть удовлетворены их потребности более высокого порядка, такие как самоактуализация. Он классифицировал эти потребности следующим образом (Маслоу, 1943):

Иерархия потребностей Маслоу

1. Основные потребности:

а. Физиологические потребности (например, в воде, еде, тепле и отдыхе).

б. Потребности в безопасности (например, безопасность и защищенность).

2. Психологические потребности.

а. Потребность в принадлежности (например, близкие отношения с любимыми и друзьями).

б. Потребность в уважении (например, чувство достижения и престижа).

3. Потребности в самореализации (реализации всего своего потенциала).

Самоактуализация является последней ступенью иерархии потребностей Маслоу, поэтому не каждый человек достигает ее.

маслоу потребности3

Для Маслоу самоактуализация означала стремление к самореализации или склонность человека актуализироваться в том, чем он или она является потенциально.

Люди могут воспринимать эту потребность или сосредотачиваться на ней очень конкретно. Например, у одного человека может быть сильное желание стать идеальным родителем. В другом случае желание может быть выражено в экономическом, академическом или спортивном плане. Для других это может быть творчески выражено в картинах, картинах или изобретениях.

Далее Маслоу объяснил, что самоактуализация включает в себя внутреннее развитие организма. Он утверждал, что самоактуализация больше ориентирована на рост, чем на дефицит (Gleitman, Fridlund & Riesberg, 2004).

Маслоу признал очевидную редкость самоактуализированных людей и утверждал, что большинство людей страдают от психопатологии нормальности.

В отличие от Зигмунда Фрейда, чей психодинамический подход был сосредоточен на нездоровых людях, ведущих тревожное поведение, Маслоу ассоциировался с гуманистическим подходом, ориентированным на здоровых людей.

Следовательно, точка зрения Маслоу больше соответствует позитивному взгляду на человеческую природу, согласно которому люди стремятся реализовать свой потенциал. Эта гуманистическая точка зрения заметно отличается от фрейдистского взгляда на человека как на организм, снижающий напряжение.

Примеры самореализовавшихся людей

Выходя за рамки простой теории и спекуляций, Маслоу выделил несколько человек, которых он считал достигшими определенного уровня самоактуализации (Маслоу, 1970).

Здесь следует отметить разнообразие профессий и разнообразие происхождения, которые представляют эти люди, но при этом отвечающие критериям самореализации.

  • Авраам Линкольн (1809-1865; президент США)
  • Альберт Эйнштейн (1879–1955; физик-теоретик)
  • Альберт Швейцер (1875–1965; писатель, гуманитарный деятель, теолог, органист, философ и врач)
  • Олдос Хаксли (1894–1963; философ и писатель)
  • Барух Спиноза (1632-1677; философ)
  • Элеонора Рузвельт (1884–1962; дипломат и активистка)
  • Джейн Аддамс (1860–1935; общественный деятель, социолог, общественный администратор)
  • Томас Джефферсон (1743–1826; американский президент, архитектор, философ)
  • Уильям Джеймс (1842–1910; философ и психолог)

Характеристики самоактуализированных личностей

Авраам Маслоу основывал свою теорию на тематических исследованиях исторических деятелей, которых он рассматривал как примеры самореализовавшихся личностей, включая Альберта Эйнштейна, Рут Бенедикт и Элеонору Рузвельт.

Маслоу исследовал жизнь каждого из этих людей, чтобы оценить общие качества, которые привели каждого из них к самореализации.

Основываясь на описании Маслоу самоактуализирующихся, можно найти несколько поразительных сходств, которые объединяет этих предположительно самореализовавшихся индивидуумов.

Вот некоторые из таких характеристик, которые отличают самоактуализированных индивидуумов от остального человечества (Маслоу, 1954, 1970).

  1. Самоактуализированные люди принимают недостатки других, а также свои собственные недостатки, часто с юмором и терпимостью. Самоактуализированные люди не только полностью принимают других, но и верны себе, а не притворяются, чтобы произвести впечатление на других (Талевич, 2017).
  2. Самоактуализированные люди также склонны быть независимыми и находчивыми: они с меньшей вероятностью полагаются на внешние авторитеты в управлении своей жизнью (Martela & Pessi, 2018).
  3. Может развивать глубокие и любящие отношения с другими.
  4. Склонность излучать благодарность и сохранять глубокую признательность даже за банальные благословения в жизни.
  5. Часто может отличить поверхностное от реального при оценке ситуаций.
  6. Редко зависят от своего окружения или культуры при формировании своего мнения.
  7. Тенденция рассматривать жизнь как миссию, которая призывает их к цели, выходящей за рамки их самих.

Критическая оценка

Несмотря на популярность самоактуализации как концепции, связанной с позитивной психологией и теориями мотивации, она не перестает вызывать критику.

Канадский психиатр Эрик Берн, например, назвал самоактуализацию игрой самовыражения, основанной на вере в то, что нужно стремиться к хорошим чувствам (Берн, 2016).

Кроме того, критики отмечают, что склонность к самоактуализации может привести к позитивному, но нереляционному подходу к людям (Thorne, 1992). Более того, Фриц Перлз заметил, что акцент может легко сместиться со стремления актуализировать свое ощущение себя на просто попытку создать видимость самоактуализации, которая может ввести в заблуждение (Perls, 1992).

Витц (1994) утверждал, что Маслоу и Роджерс превратили психологическую концепцию самореализации в моральную норму. Наконец, возможность самореализации также стала рассматриваться как особая привилегия, предназначенная только для избранных.

В ответ на эти опасения Маслоу признал, что выражение безудержных прихотей и стремление к личным удовольствиям часто ошибочно называют самоактуализацией (Дэниелс, 2005). Маслоу также разделял опасения, что эта концепция может быть неправильно понята.

На самом деле, когда многие люди писали Маслоу, описывая себя как самореализовавшиеся личности, Маслоу сомневался, достаточно ли он сформулировал свою теорию (Steven, 1975).

Однако Маслоу не считал, что лишь немногие избранные могут достичь состояния самоактуализации. Наоборот, он указывал, что часто люди, живущие в поразительно схожих обстоятельствах, получают совершенно разные результаты в жизни.

Он рассудил, что такая реальность подчеркивает важность отношения как фактора, влияющего на судьбу.

Рекомендации

Берн, Э. (2016). Игры, в которые играют люди, психология человеческих отношений . Жизнь пингвинов.

Дэниелс, М. (2005). Тень, я, дух: очерки трансперсональной психологии (стр. 122) . Академический.

Глейтман, Генри и Фридлунд, Алан и Рисберг, Дэниел. (2004). Психология (6-е изд.) . Нью-Йорк: Нортон.

Гольдштейн, К. (1939). Организм . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: американские книги.

Гольдштейн, К. (1940). Природа человека . Кембридж, Массачусетс. Издательство Гарвардского университета.

Маслоу, А.Х. (1943). Теория мотивации человека. Психологический обзор, 50 (4), 370-96.

Маслоу, А.Х. (1954). Мотивация и личность . Нью-Йорк: Харпер и Роу.

Маслоу, А.Х. (1962). К психологии бытия . Принстон: Компания Д. Ван Ностранда.

Мартела, Ф., и Песси, А.Б. (2018). Значимая работа связана с самореализацией и более широкой целью: определение ключевых аспектов осмысленной работы. Границы в психологии , 9, 363.

Маслоу, А.Х. (1970). Мотивация и личность . Нью-Йорк: Харпер и Роу.

Перлз, Ф.С. (1992). В и из мусорного ведра . Гештальт Журнал Пресс.

Роджерс, К. (1951). Клиентоориентированность. Терапия , 515-520.

Роджерс, К. (1963) Актуализирующая тенденция по отношению к «мотивам» и сознанию. В: Джонс, М.Р., Эд., Небрасский симпозиум по мотивации , University of Nebraska Press, Линкольн, 1-24.

Роджерс, К. (1967). О становлении личностью: взгляд терапевта на психотерапию . Лондон: констебль.

Роджерс, К., и Крамер, П.Д. (1995). О становлении личностью: взгляд терапевта на психотерапию . Хоутон Миффлин.

Тома, Э. (1963). Симпозиум Небраски по мотивации. Психосоматика, 4 (2), 122–123.

Стивенс, Б. (1975). Работа с телом. Гештальт , 160-191.

Торн, Б. (1992). Ключевые фигуры в консультировании и психотерапии. Карл Роджерс. Сейдж Публикации, Инк.

Талевич, Дж. Р., Рид, С. Дж., Уолш, Д. А., Айер, Р., и Чопра, Г. (2017). К всеобъемлющей таксономии человеческих мотивов. PloS one, 12 (2), e0172279.

Вентер, Генри. (2017). Самопревосхождение: ответ Маслоу на культурную близость. Журнал управления инновациями, 4 (4), 3-7.

Витц, ПК (1994). Психология как религия: Культ самопоклонения . Вт. Издательство Б. Эрдманс.

Дальнейшее чтение

  • Когнитивно-системная реконструкция теории самоактуализации Маслоу.
  • Инвентарь для измерения самоактуализации
  • Анкета: Самореализуетесь ли вы?
Оцените статью
РАЗУМ И ЧУВСТВА
Добавить комментарий