Маленький эксперимент Альберта (Уотсон и Рейнер) — РАЗУМ И ЧУВСТВА

Маленький эксперимент Альберта (Уотсон и Рейнер)

Знаменитые эксперименты
  • Эксперимент Маленького Альберта был противоречивым психологическим экспериментом, проведенным Джоном Б. Уотсоном и его аспиранткой Розали Рейнер в Университете Джона Хопкинса.
  • Эксперимент был проведен в 1920 году и представлял собой тематическое исследование, направленное на проверку принципов классического обусловливания.
  • Уотсон и Рейнор представили Маленькому Альберту (девятимесячному мальчику) белую крысу, и он не выказал страха. Затем Ватсон представил крысе громкий хлопок, который испугал Маленького Альберта и заставил его плакать.
  • После постоянной ассоциации с белой крысой и громким шумом у Маленького Альберта возникла классическая привычка испытывать страх при виде крысы.
  • Страх Альберта распространился на другие стимулы, похожие на крысу, включая шубу, немного ваты и маску Санты.

Уотсон и Рейнер (1920) провели эксперимент Маленького Альберта, чтобы ответить на 3 вопроса:

  1. Можно ли приучить младенца бояться животного, которое появляется одновременно с громким, вызывающим страх звуком?
  2. Будет ли такой страх передаваться другим животным или неодушевленным предметам
  3. Как долго будут сохраняться такие страхи?

Краткое изложение эксперимента Маленького Альберта

Иван Павлов показал, что классическое обусловливание применимо к животным. Применимо ли это и к людям? В известном (хотя и сомнительном с этической точки зрения) эксперименте Джон Уотсон и Розали Рейнер показали, что это так.

В начале исследования Уотсон и Рейнер столкнулись с девятимесячным мальчиком по имени «Маленький Альберт» — удивительно бесстрашным ребенком, которого пугали только громкие звуки.

Получив разрешение от матери Альберта, исследователи решили проверить процесс классического обусловливания на человеке, вызвав у ребенка еще одну фобию!

Маленький Альберт был 9-месячным младенцем, которого проверяли на реакцию на различные нейтральные раздражители. Ему показали белую крысу, кролика, обезьяну и различные маски. Альберт, описанный как «в целом флегматичный и бесстрастный», не выказывал страха ни перед одним из этих раздражителей.

Однако что действительно напугало его и заставило испугаться, так это удар молотком по стальному стержню за его головой. Внезапный громкий шум заставил «маленького Альберта расплакаться.

Литтл Альберт Классический Кондиционирование

Когда Маленькому Альберту было немногим более 11 месяцев, ему представили белую крысу, а через несколько секунд молоток ударил по стальному стержню.

После семи совмещений крысы и шума (в двух сеансах с интервалом в одну неделю) Альберт реагировал плачем и избеганием, когда крысу предъявляли без громкого шума.

К тому времени маленькому Альберту достаточно было только увидеть крысу, и он сразу же выказал все признаки страха. Он плакал (независимо от того, ударяли молотком по стальному стержню или нет) и пытался уползти.

Этот страх начал исчезать со временем, однако ассоциацию можно было возобновить, повторив первоначальную процедуру несколько раз.

Литтл Альберт Классический Кондиционирование
Первоначально Альберт не боялся крыс, но Уотсон и Рейнер соединили присутствие крысы с громким шумом, в результате чего Альберт в конечном итоге ассоциировал крысу со страхом даже при отсутствии шума. Этот страх распространялся и на другие белые пушистые объекты. Эксперимент показал, что эмоциональные реакции, такие как страх, могут быть изучены через ассоциации.

Классический кондиционер Little Albert

  1. Нейтральный стимул (NS): Это стимул, который до обусловливания естественным образом не вызывает реакции интереса. В этом случае нейтральным раздражителем была белая лабораторная крыса. Изначально у Маленького Альберта не было страха перед крысой, он интересовался крысой и хотел с ней поиграть.
  2. Безусловный стимул (США): это стимул, который естественным образом и автоматически запускает реакцию без какого-либо обучения. В эксперименте безусловным раздражителем был громкий, пугающий шум. Этот шум был произведен Уотсоном и Райнером, ударившими молотком по стальному стержню за спиной Альберта.
  3. Безусловный ответ (УР): это естественная реакция, возникающая при предъявлении безусловного раздражителя. Этому не учат и оно происходит без предварительной подготовки. В данном случае Безусловная реакция была реакцией страха Альберта на громкий шум – плачем и выражением беспокойства.
  4. Процесс кондиционирования: Уотсон и Рейнер начали процесс кондиционирования. Они представили крысу (НС) Альберту, а затем, пока он взаимодействовал с крысой, издали громкий звук (США). Это делалось неоднократно, сочетая вид крысы с пугающим шумом. В результате у Альберта крыса стала ассоциироваться со страхом, который он испытывал из-за громкого шума.
  5. Условный стимул (CS): после нескольких пар ранее нейтральный стимул (крыса) становится условным стимулом, поскольку теперь он вызывает реакцию страха даже без присутствия громкого шума.
  6. Условный ответ (CR): это усвоенный ответ на ранее нейтральный раздражитель, который теперь является условным раздражителем. В данном случае условной реакцией был страх Альберта перед крысой. Даже без громкого шума он расстраивался и показывал признаки страха всякий раз, когда видел крысу.

Пять дней спустя Уотсон и Рейнер обнаружили, что у Альберта развилась фобия объектов, имеющих общие характеристики с крысами; включая семейную собаку, шубу, немного ваты и маску Саната! Этот процесс известен как генерализация.

Эксперимент Маленького Альберта продемонстрировал, что классическое обусловливание можно использовать для создания фобии. Фобия – это иррациональный страх, несоразмерный опасности.

В этом эксперименте ранее не боявшегося ребенка приучили бояться крыс. Он также демонстрирует две дополнительные концепции, первоначально изложенные Павловым.

  • Угасание : Хотя условная ассоциация может быть невероятно сильной поначалу, она начинает ослабевать, если ее не подкреплять, пока полностью не исчезнет.
  • Обобщение : условные ассоциации часто могут выходить за пределы представленных конкретных стимулов. Например, если у ребенка развивается негативная ассоциация с одним учителем, эта ассоциация может возникнуть и с другими.

В течение следующих нескольких недель и месяцев за Маленьким Альбертом наблюдали, и через десять дней после кондиционирования его страх перед крысой стал гораздо менее выраженным. Это угасание выученной реакции называется угасанием.

Однако даже по прошествии целого месяца это все еще было очевидно, и ассоциацию можно было возобновить, повторив
исходную процедуру несколько раз.

К сожалению, мать Альберта исключила его из эксперимента в тот день, когда были проведены последние тесты, и Уотсон и Рейнер не смогли провести дальнейшие эксперименты по изменению реакции на состояние.

Критическая оценка

  • Исследователи запутали свой собственный эксперимент, обусловив Маленького Альберта теми же нейтральными стимулами, что и общие стимулы (кролик и собака).
  • Существуют некоторые сомнения относительно того, была ли эта реакция страха на самом деле фобией. Когда Альберту разрешили пососать большой палец, он никак не отреагировал. Этот раздражитель заставил его забыть о громком звуке. Уотсону потребовалось более 30 раз, чтобы, наконец, вынуть большой палец Альберта и наблюдать за реакцией страха.
  • Другие ограничения включали отсутствие контрольного субъекта и отсутствие объективного измерения реакции страха у Маленького Альберта (например, зависимая переменная не была операционализирована).
  • Поскольку это был эксперимент с одним человеком, результаты не могут быть распространены на других (например, низкая внешняя валидность). Альберт с рождения воспитывался в больнице, и он был необычным, поскольку персонал никогда не видел, чтобы он проявлял страх или ярость. Таким образом, Маленький Альберт, возможно, по-другому отреагировал в этом эксперименте на то, как другие маленькие дети, поэтому эти результаты будут уникальными для него.

Когнитивный подход критикует поведенческую модель, поскольку она не принимает во внимание психические процессы. Они утверждают, что мыслительные процессы, происходящие между стимулом и реакцией, ответственны за чувственный компонент реакции.

Игнорирование роли познания проблематично, поскольку иррациональное мышление, по-видимому, является ключевой чертой фобий.

Томаркен и др. (1989) представили фобическим и нефобным участникам серию слайдов со змеями и нейтральными изображениями (например, деревьями). Фобики склонны переоценивать количество представленных изображений змей.

Этические вопросы эксперимента Маленького Альберта

  • Эксперимент Маленького Альберта был проведен до того, как в психологию были введены этические принципы, и об этом исследовании можно судить только ретроспективно.
  • Например, (i) эксперимент был проведен без ведома или согласия родителей Альберта, (ii) создание реакции страха является примером психологического вреда, и, наконец, (iii) Уотсон и Рейнор не снижали чувствительность Альберта к его страху перед крысами. .

Проверка обучения

Кратко опишите процесс классического обусловливания в исследовании Уотсона и Рейнора.

Объясните, чем методология Уотсона и Рейнора лучше методологии Павлова.

Прокомментируйте этику исследования Уотсона и Рейнора.

Поддержите утверждение, что, игнорируя внутренние процессы человеческого разума, бихевиоризм низводит людей до безмозглых автоматов (роботов).

Рекомендации

Харрис, Б. (1979). Что случилось с маленьким Альбертом . Американский психолог, 34 (2), 151.

Томаркен, А.Дж., Минека, С., и Кук, М. (1989). Связанные со страхом селективные ассоциации и предвзятость ковариации. Журнал ненормальной психологии, 98 (4), 381.

Уотсон, Дж. Б. (1913). Психология с точки зрения бихевиориста. Психологический обзор, 20 , 158-177.

Уотсон, Дж. Б., и Рейнер, Р. (1920). Условные эмоциональные реакции. Журнал экспериментальной психологии, 3 (1), 1.

Дальнейшая информация

  • В поисках маленького Альберта
  • Тайна раскрыта: теперь мы знаем, что случилось с Маленьким Альбертом
  • Потерянный мальчик психологии: пожалуйста, настоящий Маленький Альберт встанет?
  • Журналы, судьи и привратники в споре о Маленьком Альберте, 2009–2014 гг.
  • Григгс, Р.А. (2014). Продолжение саги о Маленьком Альберте во вводных учебниках по психологии. Преподавание психологии, 41 (4), 309-317.
  • Послушайте лекцию для студентов Массачусетского технологического института по кондиционированию
Оцените статью
РАЗУМ И ЧУВСТВА
Добавить комментарий