Классическое обусловливание
Что такое классическое обусловливание?
Классическое обусловливание — это тип обучения, при котором стимул, изначально не имеющий значения, связывается с другим стимулом, который естественным образом вызывает ответную реакцию. Сопряженный стимул в конечном итоге запускает реакцию, которая изначально вызывалась непримечательным стимулом.
Как работает классическое обусловливание
Процесс классического обусловливания включает в себя следующие шаги:
- Нейтральный стимул: Нейтральный стимул изначально не вызывает никакой реакции. Пример: Включение света.
- Безусловный стимул: Безусловный стимул естественным образом вызывает безусловную реакцию. Пример: Появление пищи.
- Безусловный ответ: Безусловная реакция является естественным ответом на безусловный стимул. Пример: Слюнотечение.
- Сопряженный стимул: Сопряженный стимул — это нейтральный стимул, который постепенно связывается с безусловным стимулом. Пример: Звук колокольчика.
- Условная реакция: Условная реакция — это реакция, которая возникает в ответ на сопряженный стимул, потому что он связан с безусловным стимулом. Пример: Слюнотечение при звуке колокольчика.
Пример классического обусловливания
Собака Павлова
В классической демонстрации классического обусловливания:
- Нейтральный стимул: Звук колокольчика (сопряженный стимул) изначально не вызывал у собак слюнотечения.
- Безусловный стимул: Появление пищи (безусловный стимул) естественным образом вызывает слюнотечение (безусловный ответ).
- Сопряжение: Когда звонил колокольчик (сопряженный стимул) перед подачей пищи (безусловный стимул), в конечном итоге звук колокольчика вызывал слюнотечение (условная реакция) даже в отсутствие пищи.
Значение классического обусловливания
Классическое обусловливание имеет важное значение, потому что оно позволяет организмам учиться на своем опыте и адаптироваться к своему окружению. Оно лежит в основе многих форм обучения, включая фобии, зависимости и рекламу.
Классическое обусловливание — обучение через ассоциации. Проще говоря, когда два стимула связываются вместе, чтобы вызвать у человека или животного новую заученную реакцию.
- Что такое классическое обусловливание?
- Кто открыл классическое обусловливание?
- Как работает классическое обусловливание
- Этап 1: До обусловливания
- Этап 2: В ходе обусловливания:
- Этап 3: После обусловливания:
- Примеры классического обусловливания
- Собаки Павлова
- Маленький Альберт
- Зависимость от курения
- Обучение в школе
- Критика классического обусловливания
- Рекомендации для чтения
Что такое классическое обусловливание?
Если вы соедините нейтральный стимул (колокольчик) с безусловным стимулом (пища), который уже вызывает безусловную реакцию (слюноотделение), то этот нейтральный стимул станет условным стимулом, вызывая условную реакцию.
Нейтральный стимул — это стимул, который изначально не вызывает реакции, пока не будет соединен с безусловным стимулом. Например, в эксперименте Павлова звонок был нейтральным стимулом и вызывал реакцию только в сочетании с пищей.
Безусловный стимул — естественная и автоматическая реакция. В исследовании Павлова безусловным стимулом была пища.
Безусловная реакция — незаученная реакция, которая возникает автоматически при предъявлении безусловного стимула. Павлов показал наличие безусловной реакции, поднося собаке миску с едой и измеряя ее слюнные выделения.
Условный стимул — замещающий раздражитель, который вызывает в организме ту же реакцию, что и безусловный раздражитель. Например, собака Павлова научилась выделять слюну при звуке колокольчика. Проще говоря, условный раздражитель заставляет организм реагировать на что-то, потому что он связан с чем-то другим.
Условная реакция — выученный ответ на ранее нейтральный стимул. В опытах Ивана Павлова слюноотделение собаки было условной реакцией на звук колокольчика.
Кто открыл классическое обусловливание?
Классическое обусловливание было открыто русский врачом Иванов Павловым. А американский психолог Джон Уотсон предположил, что процесс классического обусловливания способен объяснить все аспекты человеческого поведения. Все, от речи до эмоциональных реакций, стало просто моделями стимула и реакции. Уотсон полностью отрицал существование разума или сознания. Он считал, что все индивидуальные различия в поведении связаны только с разным опытом обучения.
«Дайте мне дюжину нормальных, здоровых младенцев и возможность по своему усмотрению выстроить мир, в котором они будут воспитываться, и я гарантирую вам, что, взяв любого, случайно выбранного ребенка, я выращу из него такого специалиста, какого вы назовете: доктора, юриста, художника, торговца, руководителя и, если хотите, даже нищего или вора, независимо от его талантов, склонностей, предпочтений, способностей, призвания или расовой принадлежности его родителей.»
Джон Уотсон
Так в течении многих лет Уотсон и его последователя определяли главную ошибочную идею педагогики о необъятных возможностях воспитания при формировании личности.
Как работает классическое обусловливание
Есть три стадии классического обусловливания. На каждом этапе стимулам и реакциям присваиваются специальные научные термины:
Этап 1: До обусловливания
Нейтральный стимул (звонок) → Ориентировочная реакция (без слюноотделения)
Безусловный стимул (пища) → Безусловная реакция (слюноотделение)
На этом этапе безусловный стимул (БС) вызывает безусловную реакцию (БР) в организме. Это означает, что безусловный стимул в окружающей среде вызвал реакцию, которая необусловлена — является естественной реакцией организма.
Также в этот этап входит другой раздражитель, который не действует на человека и называется нейтральным стимулом (НС). Это может быть любой объект: человек, объект, место и т. Нейтральный стимул в классическом обусловливании не вызывает безусловную реакцию до тех пор, пока он не будет соединен с безусловным раздражителем.
Этап 2: В ходе обусловливания:
Нейтральный стимул (звонок) → Безусловный стимул (пища) → Безусловная реакция (слюноотделение)
На этом этапе нейтральный стимул связывается с безусловным стимулом, после чего он вызывает безусловную реакцию. Чтобы классическое обусловливание сработало, нейтральный стимул должен возникать перед безусловным стимулом, а не после него или в то же время.
Этап 3: После обусловливания:
Условный стимул (звонок) → Условная реакция (слюноотделение)
Теперь условный стимул связан с безусловным стимулом и вызывает новую условную реакцию.
Примеры классического обусловливания
Собаки Павлова
Самым известным примером классического обусловливания — эксперимент Ивана Павлова с собаками. В нем Павлов показал, как собаки научились ассоциировать звук колокольчика с подачей еды. То есть у них каждый раз выделялось слюноотделение в ответ на звук колокольчика.
Когда издавали звук колокольчика у собак не было слюноотделения — это был нейтральный стимул. После чего собакам сразу показывали еду и у них шла слюна. Пища здесь — это безусловным стимул, а слюноотделение — безусловная реакция.
Так Павлов неоднократно давал собакам сначала звук колокольчика, а затем пищу. После нескольких повторений у собак стала вырабатываться слюна на звук колокольчика. Звонок стал условным стимулом, а слюноотделение стало условной реакцией.
Маленький Альберт
Джон Уотсон и его ассистент Розали Рейнер — это первые психологи, которые применили принципы классического обусловливания к человеческому поведению. Они изучали и пытались объяснить развитие фобий. Сделали это в рамках эксперимента, который известен, как Маленький Альберт.
Когда Альберту было около 9 месяцев, на нем были протестированы различные раздражители. Мальчику показали ручную белую крысу, белого кролика, белую вату, маску Санта-Клауса с белой бородой, горящую газету и хлопковую пряжу. У Альберта не было чувства страха перед этими предметами. То есть для мальчика — это были нейтральные стимулы.
Через 2 месяца Уотсон и Райнер приступили к формированию безусловной реакции страха. Рядом с мальчиком положили белую крысу. Когда Альберт тянулся к ней, чтобы погладить животное, Уотсон бил молотком по металлической пластине. Так продолжалось 7 раз в течение следующих 7 недель. К этому времени крыса стала пугать Альберта сама по себе. Альберт стал избегать контакта с крысой, плакал и отползал в сторону.
Позже Уотсон и Райнер планировали устранить все вызванные реакции страха, но маленького Альберта забрали из больницы.
Зависимость от курения
Изначально курение — это нейтральный стимул. А получаемый никотин — это безусловный стимул. Удовольствие, вызванное повышением уровня дофамина — это безусловная реакция. На основе механизма обусловливания длительное употребление никотина создает связь между получаемым удовольствием и курением. Однако, если мозг не получает никотин, то уровень дофамина падает и человек испытывает синдром отмены.
Обучение в школе
Школьник также связывает эмоциональные переживания с обучением. Если ученик связывает негативные эмоциональные переживания со школой, то это может сформировать школьную фобию. Например, если над учеником издеваются в школе, то он может связать школу со страхом. Это также может объяснить, почему некоторые студенты проявляют особую неприязнь к определенным предметам. Это может произойти, если ученика унижал или наказывал учитель.
Критика классического обусловливания
- Классическая обусловленность подчеркивает важность обучения, но не природы. Однако описание поведения исключительно с точки зрения природы или воспитания ограничивают. Не учитываются другие факторы, такие как индивидуальные различия в оценке людьми событий как стрессоров и среда восстановления, такая как семья и группы поддержки. Более вероятно, что поведение обусловлено взаимодействием между природой (биологией) и воспитанием (окружающей средой).
- применение классического обусловливания к нашему пониманию сложного человеческого поведения, такого как память, мышление, рассуждение или решение проблем, оказалось более проблематичным. Например, у взрослых процесс обусловливания, по-видимому, может быть подавлен инструкциями.
- Существуют также важные различия между маленькими детьми, детьми с трудностями в обучении, детьми старшего возраста и взрослыми в отношении их поведения в различных экспериментах. По-видимому, это во многом связано с развитием языка. Это говорит о том, что в распоряжении людей имеются гораздо более эффективные языковые формы обучения, чем просто кропотливое формирование ассоциаций между условным и безусловным рефлексом.
- Теория обусловливания детерминистична. Это означает, что она не допускает никакой свободы воли у человека. Соответственно, человек не может контролировать реакции, которым он научился в результате классического обусловливания, например фобии.
Рекомендации для чтения
- Лекции о работе главных пищеварительных желез — Павлов Иван Петрович
- Психология с точки зрения бихевиориста — Джон Бродес Уотсон
- Бихевиоризм — Джон Бродес Уотсон, Э. Торндайк