Эксперимент Бандуры с куклой Бобо по социальному обучению — РАЗУМ И ЧУВСТВА

Эксперимент Бандуры с куклой Бобо по социальному обучению

Теории обучения

В 1960-х годах Альберт Бандура провел серию экспериментов по обучению через наблюдение, известных под общим названием эксперименты с куклой Бобо. Ниже описаны два эксперимента:

Цель

Альберт Бандура, известный американский психолог, провел знаменитый эксперимент в 1961 году, известный как «Эксперимент с бобо». Целью эксперимента было исследовать влияние наблюдения и имитации на приобретение социального поведения, в частности агрессивного поведения.

В эксперименте участвовали дети, которым показывали видеозапись, на которой взрослый модель проявлял агрессивное поведение в сторону надувной куклы, называемой бобо. Затем детям предоставлялась возможность свободной игры с куклой. В результате исследования Бандура пришел к выводу, что дети, которые видели агрессивное поведение модели, склонны проявлять такое же поведение при взаимодействии с куклой. Это подтвердило гипотезу о том, что социальное поведение может быть приобретено путем наблюдения и имитации. Этот эксперимент стал одним из важных вех в исследованиях о влиянии окружающей среды на поведение человека и обрел значительное значение в психологии и социологии.

Выборка

Эксперимент Бандуры, Росса и Росса (1961) оценивает агрессивное поведение у 36 мальчиков и 36 девочек в возрасте от 3 до 6 лет из детского сада Стэнфордского университета.

Для начала, исследователи наблюдали за детьми в детской и использовали четыре 5-балльные шкалы для оценки уровня их агрессии в повседневной жизни.

После этого дети были разделены на группы таким образом, чтобы уровень агрессии в каждой группе был одинаковым. Такой дизайн эксперимента представляет собой пример согласованных пар.

Чтобы проверить надежность оценок наблюдателей, 51 ребенок был оценен двумя независимыми наблюдателями, и их оценки были сравнены. Результаты показали очень высокую степень достоверности корреляции (r = 0,89), что подтверждает согласие наблюдателей в отношении поведения детей.

Методология

Был использован лабораторный эксперимент, в котором независимая переменная (тип модели) манипулировалась в трех условиях:

  • Агрессивная модель показана 24 детям
  • Неагрессивная модель показана 24 детям
  • Модель не показана (контрольное состояние) – 24 ребенка.
Образец исследования куклы бобо

Этап 1: Моделирование

В экспериментальных условиях детей по отдельности проводили в комнату с игрушками и играли с отпечатками картошки и картинками в углу в течение 10 минут, при этом либо:

  • 24 ребенка (12 мальчиков и 12 девочек) наблюдали, как мужчина или женщина-модель агрессивно вели себя по отношению к игрушке под названием «кукла Бобо». Взрослые нападали на куклу Бобо характерным образом — в одних случаях они использовали молоток, а в других подбрасывали куклу в воздух и кричали «Бау, бум».
  • Еще 24 ребенка (12 мальчиков и 12 девочек) подвергались воздействию неагрессивной модели, которая играла в тихой и приглушенной манере в течение 10 минут (играя с набором игрушек и игнорируя куклу бобо).
  • Последние 24 ребенка (12 мальчиков и 12 девочек) использовались в качестве контрольной группы и вообще не подвергались воздействию какой-либо модели.

Стадия 2: Возбуждение агрессии

Все дети (включая контрольную группу) подвергались «мягкому возбуждению агрессии». Каждого ребенка (отдельно) отводили в комнату с относительно привлекательными игрушками.

Как только ребенок начинал играть с игрушками, экспериментатор говорила ребенку, что это самые лучшие игрушки экспериментатора, и она решила оставить их для других детей.

Этап 3: Тест на отсроченное подражание

  • В следующей комнате было несколько агрессивных и неагрессивных игрушек. Среди неагрессивных игрушек были чайный сервиз, цветные карандаши, три мишки и пластиковые животные. Агрессивные игрушки включали молоток и доску для колышков, дротики и трехфутовую куклу Бобо.
  • Ребенок находился в комнате 20 минут, за его поведением наблюдали и оценивали через одностороннее зеркало. Наблюдения проводились с 5-секундными интервалами, таким образом, давая 240 единиц ответа для каждого ребенка.
  • Другие виды поведения, которые не имитировали поведение модели, также были записаны, например, удар кулаком по носу куклы Бобо.

Полученные результаты

  • Результаты лабораторного эксперимента показали, что дети, наблюдавшие агрессивную модель, проявляли значительно больше имитационных агрессивных ответов, чем дети из неагрессивной или контрольной группы.
  • Парциальная и неподражательная агрессия были более распространены у детей, которые наблюдали агрессивное поведение, хотя разница в неподражательной агрессии была небольшой.
  • У девочек в агрессивном модельном состоянии также были более агрессивные физические реакции, если моделью был мужчина, и более агрессивные вербальные реакции, если моделью была женщина. Однако наблюдения за тем, как часто они били Бобо, были исключением из этой общей закономерности, и в этом случае влияние пола было обратным.
  • Мальчики чаще подражали однополым моделям, чем девочки. Доказательства того, что девочки имитируют однополых моделей, были неубедительны.
  • Мальчики также имитировали более физически агрессивные действия, чем девочки. Различия в вербальной агрессии между мальчиками и девочками были незначительными.
эксперимент с куклой бобо

Заключение

Эксперимент с куклой Бобо, проведенный Бандурой, подтвердил теорию социального научения и демонстрировал, что дети могут учиться социальному поведению, включая агрессию, через наблюдение за другими людьми. Полученные результаты имеют важные последствия для понимания влияния насилия в СМИ на детей.

Эксперимент подчеркнул значимость роли окружающей среды и моделей поведения в формировании поведенческих паттернов у детей. Это обстоятельство должно быть учтено при разработке программ и политики, направленных на снижение воздействия насилия и агрессии на детскую аудиторию в СМИ.

Понимание процессов социального научения позволяет также предпринимать соответствующие меры, направленные на формирование позитивных ролевых моделей и поддержку альтернативных способов решения конфликтов. Обучение родителей, педагогов и сотрудников медиа отношениям с детьми и поддержке позитивных образцов поведения может сыграть ключевую роль в создании безопасной и развивающей среды для детей.

Оценка

У экспериментального метода есть три основных преимущества .

  1. Эксперименты — единственное средство, с помощью которого можно установить причину и следствие. Таким образом, можно было показать, что модель повлияла на последующее поведение ребенка, поскольку все переменные, кроме независимой переменной, контролируются.
  2. Это позволяет точно контролировать переменные. Контролировались многие переменные, такие как пол модели, время, в течение которого дети наблюдали за моделью, поведение модели и так далее.
  3. Эксперименты можно повторить. Использовались стандартизированные процедуры и инструкции, обеспечивающие воспроизводимость. На самом деле исследование было воспроизведено с небольшими изменениями, например с использованием видео, и были получены аналогичные результаты (Bandura, 1963).

К ограничениям процедуры относятся:

  • Многие психологи очень критично относятся к лабораторным исследованиям имитации, в частности, потому, что они имеют низкую экологическую достоверность. В ситуации участвуют ребенок и взрослая модель, что представляет собой очень ограниченную социальную ситуацию, и ни в какой момент между ребенком и моделью нет взаимодействия; конечно, у ребенка нет никаких шансов повлиять на модель каким-либо образом.
  • Также модель и ребенок незнакомы. Это, конечно, совсем не похоже на «нормальное» моделирование, которое часто имеет место в семье.
  • Камбербэтч (1990) обнаружил, что дети, которые раньше не играли с куклой Бобо, в пять раз чаще подражали агрессивному поведению, чем те, кто был с ней знаком; он утверждает, что новизна куклы повышает вероятность того, что дети будут подражать ее поведению.
  • Еще одна критика исследования заключается в том, что демонстрации измеряются почти сразу. С такими мгновенными исследованиями мы не можем определить, может ли такое единичное воздействие иметь долгосрочные последствия.
  • Можно утверждать, что эксперимент с куклой бобо был неэтичным. Например, существует проблема того, понесли ли дети какие-либо долгосрочные последствия в результате исследования. Хотя это маловероятно, мы никогда не можем быть уверены.

Исследование куклы Бобо с подкреплением Vicarious Reinforcement

На поведение наблюдателя также могут влиять положительные или отрицательные последствия поведения модели.

Поэтому мы не только наблюдаем за тем, что делают люди, но и за тем, что происходит, когда они что-то делают. Это известно как косвенное подкрепление. Мы с большей вероятностью имитируем поведение, которое вознаграждается, и воздерживаемся от поведения, которое наказывается.

Бандура (1965) использовал аналогичную экспериментальную установку для проверки замещающего подкрепления. Эксперимент имел разные последствия для агрессии модели по отношению к трем группам детей.

В одной группе агрессию модели вознаграждали (давали сладости и напиток за «чемпионатское выступление»), в другой группе модель наказывали за агрессию (ругали), а в третьей группе конкретных последствий не наблюдали (контрольное состояние).

При входе в игровую комнату дети в условиях поощрения и контроля имитировали более агрессивные действия модели, чем дети в условиях наказания.

Дети в экспериментальной группе наказанных усвоили агрессию путем обучения через наблюдение, но не имитировали ее, потому что ожидали негативных последствий.

Подкрепление, полученное при наблюдении за другим человеком, известно как косвенное подкрепление.

Рекомендации для чтения

Бандура, А. (1965). Влияние моделей» подкрепления на приобретение подражательных ответов. Журнал личности и социальной психологии, 1(6) , 589.

Бандура, А., Росс, Д. и Росс, С.А. (1961). Передача агрессии через подражание агрессивным моделям. Журнал ненормальной и социальной психологии , 63, 575-82.

Бандура, А., Росс, Д., и Росс, С.А. (1963). Имитация кинематографических агрессивных моделей. Журнал ненормальной и социальной психологии , 66 (1), 3.

Бандура, А. (1977). Теория социального обучения . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл.

Оцените статью
РАЗУМ И ЧУВСТВА
Добавить комментарий