Эдипов комплекс: что это такое и как это работает — РАЗУМ И ЧУВСТВА

Эдипов комплекс: что это такое и как это работает

Психоанализ

Эдипов комплекс — это термин, использованный Зигмундом Фрейдом в его теории психосексуальных стадий развития и являющийся общим термином как для комплексов Эдипа, так и для комплексов Электры.

Эдипов комплекс возникает на фаллической стадии развития (возраст 3-6 лет), когда источник либидо (жизненной силы) концентрируется в эрогенных зонах детского тела (Фрейд, 1905).

На этом этапе дети испытывают бессознательное чувство влечения к родителю противоположного пола, ревность и зависть к родителю того же пола.

Эдипов комплекс успешно разрешается, когда мальчик начинает идентифицировать себя со своим отцом как косвенный способ иметь мать.

Эдипов комплекс

Эдипов комплекс — это теория Зигмунда Фрейда, возникающая на фаллической стадии психосексуального развития.

В нем участвует мальчик в возрасте от 3 до 6 лет, который бессознательно сексуально привязывается к своей матери и враждебно относится к своему отцу (которого он считает соперником).

У маленького мальчика Эдипов комплекс или, правильнее сказать, конфликт возникает из-за того, что мальчик развивает бессознательное сексуальное (приятное) влечение к своей матери.

Зависть и ревность направлены на отца, объект материнской привязанности и внимания. Эти чувства к матери и соперничество с отцом приводят к фантазиям о том, чтобы избавиться от отца и занять его место с матерью.

Враждебные чувства к отцу приводят к тревоге кастрации, иррациональному страху, что отец кастрирует (удалит его пенис) в качестве наказания.

Чтобы справиться с этой тревогой, сын идентифицирует себя с отцом. Это означает, что сын перенимает/усваивает установки, характеристики и ценности, которых придерживается его отец (например, личность, гендерная роль, мужественное поведение отца и т. д.).

Отец становится образцом для подражания, а не соперником. Через эту идентификацию с агрессором мальчики обретают свое супер-эго и мужскую половую роль. Мальчик заменяет свое желание матери желанием других женщин.

Фрейд (1909) предложил случай Маленького Ганса как доказательство Эдипова комплекса.

Комплекс Электры

Комплекс Электры описывает женский вариант Эдипова комплекса. В нем рассказывается о девочке в возрасте от 3 до 6 лет, которая бессознательно испытывает сексуальную привязанность к своему отцу и все более враждебно относится к своей матери.

Комплекс Электры, который часто приписывают Фрейду, на самом деле был предложен протеже Фрейда Карлом Юнгом (Jung & Kerenyi, 1963).

У девочек комплекс Электры начинается с убеждения, что ее уже кастрировали. Она винит в этом свою мать и испытывает зависть к пенису. Для развития своего супер-эго и женской сексуальной роли девочки должны идентифицировать себя с матерью.

Но мотивация девочки отказаться от отца как объекта любви, чтобы вернуться к матери, гораздо менее очевидна, чем у мальчика, идентифицирующего себя со своим отцом.

Как следствие, идентификация девочек с матерями менее полная, чем у мальчиков с отцами. В свою очередь, это ослабляет женское супер-эго, а их идентичность как отдельных, независимых личностей менее развита.

Критическая оценка

Фрейд считал Эдипов комплекс «центральным явлением сексуального периода раннего детства». Но мало доказательств, подтверждающих его заявление о половых различиях в морали (из-за более слабого суперэго женского пола).

Например, если судить по способности детей сопротивляться искушению, девочки во всяком случае сильнее мальчиков (Хоффман, 1975).

Согласно Хорни (1924) и Томпсону (1943), девушки завидуют не пенису, а более высокому социальному статусу мужчин. Фрейд предполагал, что Эдипов комплекс является универсальным явлением, но исследование Малиновского (1929) жителей Тробрианских островов показало, что там, где отец является любовником матери, но не приверженцем дисциплины сына (т. е. в обществе добродушия), отношения между отцом и сыном были очень хорошими. .

Кажется, что Фрейд переоценивал роль сексуальной ревности. Но это все еще только одно исследование, и необходимо изучить больше обществ, как западных, так и добродушных.

Кроме того, другие психодинамические теоретики, такие как Эриксон (1950), считали, что Фрейд преувеличивал влияние инстинктов, особенно сексуального инстинкта, в своем описании развития личности.

Эриксон пытался исправить это, описывая этапы психосоциального развития, отражая влияние социальных, культурных и исторических факторов, но не отрицая роли биологии.

Еще одна серьезная критика теории Эдипа Фрейда заключается в том, что она была почти полностью основана на случае Маленького Ганса (1909). Теория Эдипа Фрейда была предложена еще в 1905 году, и Маленький Ганс был просто представлен как «маленький Эдип».

Учитывая, что это был единственный ребенок-пациент, о котором сообщил Фрейд, и что любая теория развития должна включать изучение детей, Маленький Ганс является чрезвычайно важным примером.

Но это было крайне предвзято: отец Ганса (сторонник теорий Фрейда) проводил большую часть психоанализа, а Фрейд просто видел в Гансе подтверждение своей эдиповой теории.

Помимо критики надежности и объективности метода тематического исследования в целом, другие теоретики психодинамики предлагали альтернативные интерпретации боязни лошадей Ганса. К ним относится реинтерпретация Боулби (1973) с точки зрения теории привязанности.

Однако Би (2000) считает, что исследования привязанности подтверждают основную психоаналитическую гипотезу о том, что качество ранних отношений ребенка влияет на его дальнейшее развитие.

И Боулби (1973), и Эриксон (1963) рассматривают ранние отношения как прототипы более поздних отношений. Вера в влияние раннего опыта является прочным наследием теории развития Фрейда.

Рекомендации

Бьорклунд, Б.Р., и Би, Х.Л. (2000). Путешествие взрослой жизни (4-е изд.). Флорида: Пирсон.

Боулби, Дж. (1973). Привязанность и потеря: Разлука: Тревога и гнев (Том 2) . Нью-Йорк: Основные книги.

Эриксон, Э. Х. (1950). Детство и общество . Нью-Йорк: Нортон.

Эриксон, Э. Х. (ред.). (1963). Молодежь: перемены и вызов . Нью-Йорк: Основные книги.

Фрейд, С. (1905). Три эссе по теории сексуальности . Се, 7.

Фрейд, С. (1909). Анализ фобии пятилетнего мальчика. В библиотеке Pelican Freud (1977), том 8, истории болезни 1, страницы 169–306.

Хоффман, М.Л. (1975). Половые различия в моральной интернализации и ценностях. Журнал личности и социальной психологии, 32(4) , 720.

Хорни, К. и Хорни. (1924). О генезе комплекса кастрации у женщин (стр. 37-54) .

Юнг, К., и Кереньи, К. (1963). Наука мифология. В RFC Hull (Ed. & Trans.), Очерки мифа о божественном ребенке и тайнах Элевсина . Нью-Йорк: Харпер и Роу.

Малиновский, Б. (1929). Этнографический отчет об ухаживании, браке и семейной жизни у аборигенов Тробрианских островов, Британская Новая Гвинея. Нью-Йорк: паб Eugenics. Co. Сексуальная жизнь дикарей в Северо-Западной Меланезии.

Томпсон, К. (1943). «Зависть к пенису» у женщин. Психиатрия, 6(2) , 123-125.

Оцените статью
РАЗУМ И ЧУВСТВА
Добавить комментарий