Исследование Хелда и Хейна (1963): роль движения в формировании визуально управляемого поведения — РАЗУМ И ЧУВСТВА

Исследование Хелда и Хейна (1963): роль движения в формировании визуально управляемого поведения

Знаменитые эксперименты

Предыдущие исследования подтверждают гибкость мозговых систем, управляющих нашим восприятием мира.

Во-первых, изучение воздействия ограниченного визуального опыта на новорожденных животных показало изменения в развитии пространственного восприятия и координации, подтверждая работы Reisen & Aarons (1959) и Reisen (1961).

Во-вторых, исследования Хелда (1955) и Хелда с Хейном (1958) показали, что взрослые также способны адаптироваться к новой перцептивной информации, будь то звуковая или визуальная.

Кроме того, исследования, такие как работа Страттона (1897) о приспособлении к перевернутым изображениям и исследование Грегори и Уоллеса (1963) о людях, восстановивших зрение после долгой слепоты, подчеркивают пластичность восприятия у взрослых.

Цель исследования

Один из ключевых вопросов, оставшихся без ответа, касался влияния «одновременных, собственных движений» на этот адаптивный процесс, то есть нужно ли человеку активно двигаться вместе с изменениями визуальной среды, чтобы развить навыки восприятия.

Поэтому наша цель заключается в проверке того, достаточно ли простого перемещения и наблюдения за изменениями в окружающей среде для развития такого важного аспекта визуального восприятия, как оценка глубины, или же необходимо, чтобы человек активно участвовал в собственных движениях для обучения этому навыку.

Процедура исследования

В ходе эксперимента мы решили обратить внимание на реакцию котят на различные стимулы в зависимости от их активности или пассивности. Для этого мы использовали десять пар котят из разных пометов, возрастом от 8 до 12 недель. Каждая пара состояла из котенка, обладающего активным характером (обозначим его как «А»), и его пассивного партнера (обозначим как «П»).

В процессе эксперимента котята были прикреплены к специальной вращающейся «карусельке», которую запускали движениями активного котенка. Благодаря гибкой, но прочной фиксации тела на устройстве, каждое животное имело возможность:

  • Вращаться по или против часовой стрелки вокруг центра.
  • Перемещаться к центру или от него, то есть приближаться к краю или удаляться от него.
  • Двигаться вверх или вниз, например, выпрямляться вверх или приседать, а также поворачивать влево или вправо.

Эксперимент позволил нам получить ценные наблюдения о том, как активность или пассивность котят влияют на их восприятие и развитие в ответ на визуальные стимулы.

held hein mechanical system

В ходе исследования котенок П также был тщательно зафиксирован на карусели, однако его передвигали в корзине, что лишало его возможности контролировать свое движение. Тем временем, механический механизм обеспечивал точно такое же перемещение котенка Б, как и котенка А.

Таким образом, если котенок А вращался по часовой стрелке, приближался к краю, затем возвращался в центр, поднимался вверх и снова опускался вниз, то то же самое происходило и с котенком П. Хотя лапы котенка П выходили сквозь дно корзины и он не мог их двигать, они могли скользить по полу, когда он двигался.

Оба котенка не могли видеть свои конечности, но оба свободно могли вращать головой.

Экспериментальная аппаратура располагалась в цилиндре с вертикальными полосами черного, белого и металлического цветов на внутренних стенках. Центр карусели, также полосатый, не давал котятам видеть друг друга.

Котята проводили в экспериментальной установке по 3 часа в день в течение шести недель, начиная с момента, когда активный котенок достиг возраста, когда мог передвигаться с помощью «карусельного принципа». Когда котята не находились в экспериментальной установке, они находились в темноте вместе с матерью и сверстниками.

Психологические способности котят проверялись в освещенной лаборатории. Проводились три теста визуально управляемого поведения и три теста зрительных рецепторов и их реакций. Это включало:

  • Тест на зрительно-ориентированную постановку лап, включающий проверку реакции котенка на поверхность.
  • Тест на избегание визуального обрыва, который оценивал, как котенок реагирует на «глубинную» сторону.
  • Тест на моргание приближающимся предметом, который отслеживал реакцию котенка на быстрое приближение предмета к его лицу.

Также проводились тесты на зрительные рецепторы, включая тест на визуальное преследование движущегося объекта, тест на зрачковый рефлекс на свет и тест на тактильную реакцию на размещение.

Выводы

В результате исследования установлено, что у всех активных котят наблюдалась нормальная реакция на размещение лап при проведении в экспериментальной установке 63 часов (21 сеанс) или менее, преимущественно в течение примерно 33 часов (11 сеансов).

В то же время, после того же периода времени, что и у их активных сверстников, ни один из пассивных котят не показал визуально управляемой реакции на размещение лап. То же самое наблюдалось и в случае моргания, которое возникало параллельно с реакцией на визуально управляемое размещение лап. Эти наблюдения были сделаны в тот же день для каждого котенка.

После демонстрации реакции на размещение лап под визуальным контролем, каждая пара котят была протестирована на визуальном обрыве (в тот же день и на следующий). Результаты этих тестов представлены в Таблице 1.

held hein results table

Исследования показывают, что все активные котята проявляли нормальную реакцию на глубину, в то время как пассивные котята случайным образом выбирали между мелкой и глубокой сторонами. Это указывает на то, что они не способны были различать между глубокими и мелкими пространствами.

Однако, в случае двух пассивных котят из числа испытуемых, им предоставили дополнительный период пассивной стимуляции аппарата в возрасте от 2 до 10 недель.

После этого дополнительного периода, включающего два дня на свету и последующее повторное тестирование, у этих двух котят быстро развились нормальные зрительно-ориентированные реакции, такие как положения лап и реакции на глубину.

Нормальное визуальное преследование движущегося объекта, зрачковый рефлекс на свет и тактильные реакции на размещение наблюдались у всех животных при тестировании непосредственно перед их первым попаданием в аппарат.

Анализ полученных данных

Полученные данные подтверждают концепцию, что для формирования визуально управляемого поведения необходимо взаимодействие между самостоятельным движением и одновременной визуальной обратной связью.

Критическое рассмотрение

Хелд и Хейн высказывают мнение, что есть несколько возможных альтернативных объяснений их результатов. В первую очередь, депривация могла привести к анатомическим или физиологическим изменениям, которые вызвали дефицит восприятия у пассивных котят.

Однако вероятность этого весьма невелика, поскольку дополнительные тесты показали нормальные физиологические реакции у котят. Кроме того, предположить, что такой короткий период восстановления смог компенсировать потенциальный ущерб, кажется маловероятным.

Они также не учитывают возможность, что проблемы могли быть связаны с физическими или поведенческими аспектами, учитывая, что котята успешно справлялись с тактильной реакцией на размещение.

Другие критики предполагают, что различия могли быть вызваны эмоциональными реакциями, возникающими во время освобождения от депривации во время тестирования.

Однако Хелд и Хейн полагают, что это маловероятно, учитывая сходство условий для котят P и A. Кроме того, не было замечено явной разницы в страхе или волнении между пассивными и активными котятами в ответ на новые ситуации.

Рекомендуемая литература

  1. Грегори, Р. Л., & Уоллес, Дж. Г. (1963). Восстановление после ранней слепоты: тематическое исследование. В книге «Концепции и механизмы восприятия» (Ред. Р. Л. Грегори, 1974, стр. 65–129). Лондон: Дакворт.
  2. Хелд, Р. (1955). Сдвиги в бинауральной локализации после длительного воздействия атипичных комбинаций раздражителей. Американский журнал психологии, 68, 526–548.
  3. Хелд, Р., & Хейн, А. (1963). Стимуляция, вызванная движением, в развитии визуально управляемого поведения. Журнал сравнительной и физиологической психологии, 56(5), 872.
  4. Хелд, Р., & Хейн, А. (1958). Адаптация нарушенной координации рук и глаз в зависимости от повторной афферентной стимуляции. Восприятие и моторика, 8, 87-90.
  5. Рейсен, А. Х., & Ааронс, Л. (1959). Визуальное движение и различение интенсивности у кошек после раннего лишения образного зрения. Журнал сравнительной физиологии и психологии, 52, 142-149.
  6. Райзен, А. Х. (1961). Изучение развития восприятия с использованием техники сенсорной депривации. Журнал нервных и психических заболеваний, 132, 21-25.
  7. Страттон, Г. М. (1896). Зрение без инверсии изображения на сетчатке. Психологические обзоры, 4, 341.
Оцените статью
РАЗУМ И ЧУВСТВА
Добавить комментарий