Что такое когнитивный диссонанс? Определение и примеры — РАЗУМ И ЧУВСТВА

Что такое когнитивный диссонанс? Определение и примеры

Когнитивный диссонанс относится к ситуации, связанной с противоречивыми установками, убеждениями или поведением.

Это вызывает чувство психического дискомфорта, ведущее к изменению одного из взглядов, убеждений или поведения, чтобы уменьшить дискомфорт и восстановить равновесие.

Например, когда люди курят (поведение) и знают, что курение вызывает рак (сознание), они находятся в состоянии когнитивного диссонанса.

Пример курения с когнитивным диссонансом

Оглавление

  • Когнитивный диссонанс
  • Как происходит изменение отношения
  • Что вызывает когнитивный диссонанс?
  • Принудительное соблюдение требований
  • Принятие решений
  • Усилие
  • Как разрешается когнитивный диссонанс?
  • Критическая оценка

Когнитивный диссонанс

Когнитивный диссонанс был впервые исследован Леоном Фестингером, возникшим в результате исследования с включенным наблюдением культа, который верил, что земля будет уничтожена потопом, и того, что случилось с его членами — особенно с действительно преданными, которые отказались от своих убеждений. дома и рабочие места для работы на культ — когда потопа не было.

В то время как маргинальные члены были более склонны признать, что они выставили себя дураками, и «приписать это опыту», преданные члены были более склонны переинтерпретировать свидетельства, чтобы показать, что они были правы с самого начала (земля не была разрушена). из-за верности членов культа).

Как происходит изменение отношения

Теория когнитивного диссонанса Фестингера (1957) предполагает, что у нас есть внутреннее стремление удерживать все наши установки и поведение в гармонии и избегать дисгармонии (или диссонанса). Это известно как принцип когнитивной согласованности.

Когда существует несоответствие между установками или поведением (диссонанс), необходимо что-то изменить, чтобы устранить диссонанс.

Обратите внимание, что теория диссонанса не утверждает, что эти способы уменьшения диссонанса действительно будут работать, а только то, что люди, находящиеся в состоянии когнитивного диссонанса, предпримут шаги, чтобы уменьшить степень своего диссонанса.

Теория когнитивного диссонанса была широко исследована в ряде ситуаций, чтобы более подробно развить основную идею, и были выявлены различные факторы, которые могут иметь значение для изменения отношения.

Что вызывает когнитивный диссонанс?

  • Принудительное поведение,
  • Принятие решений,
  • Усилие.

Мы рассмотрим основные выводы, сделанные в каждой области.

Принудительное соблюдение требований

Когда кого-то заставляют делать (публично) то, чего он (частно) на самом деле не хочет делать, возникает диссонанс между его сознанием (я не хотел этого делать) и его поведением (я сделал это).

Принудительное согласие возникает, когда человек совершает действие, несовместимое с его или ее убеждениями. Поведение нельзя изменить, так как оно уже было в прошлом, поэтому диссонанс необходимо уменьшить, переоценив их отношение к тому, что они сделали. Это предсказание было проверено экспериментально:

В интригующем эксперименте Фестингер и Карлсмит (1959) попросили участников выполнить ряд скучных задач (например, в течение часа поворачивать колышки на доске). Как вы понимаете, отношение участников к этой задаче было крайне негативным.

Пример когнитивного диссонанса

Цель

Фестингер и Карлсмит (1959) исследовали, не приведет ли принуждение людей к выполнению скучной задачи к когнитивному диссонансу из-за вынужденного подчинения.

Метод

В своем лабораторном эксперименте они использовали 71 студента мужского пола в качестве участников для выполнения ряда скучных задач (например, переворачивание колышков на доске для колышков в течение часа).

Затем им платили либо 1, либо 20 долларов, чтобы они сказали ожидающему участнику (сообщнику), что задания действительно интересны. Почти все участники согласились пройти в комнату ожидания и убедить сообщника, что скучный эксперимент будет веселым.

Полученные результаты

Когда участников попросили оценить эксперимент, участники, которым заплатили всего 1 доллар, оценили утомительную задачу как более увлекательную и приятную, чем участники, которым заплатили 20 долларов за ложь.

Заключение

Получение всего 1 доллара не является достаточным стимулом для лжи, и поэтому те, кому заплатили 1 доллар, испытали диссонанс. Они могли преодолеть этот диссонанс, только поверив, что задания действительно были интересными и доставляли удовольствие. Плата в 20 долларов дает повод изменить привязку, и, следовательно, диссонанса нет.

Принятие решений

Жизнь наполнена решениями, а решения (как правило) вызывают диссонанс.

Например, предположим, что вам нужно решить, соглашаться ли на работу в очень красивом районе страны или отказаться от работы, чтобы быть рядом с друзьями и семьей.

В любом случае вы испытаете диссонанс. Если бы вы устроились на работу, вы бы скучали по своим близким; если вы откажетесь от работы, вы будете тосковать по красивым ручьям, горам и долинам.

Обе альтернативы имеют свои хорошие и плохие стороны. Загвоздка в том, что принятие решения лишает вас возможности пользоваться преимуществами невыбранной альтернативы, но в то же время убеждает вас, что вы должны принять недостатки выбранной альтернативы.

Пример когнитивного диссонанса

Брем (1956) был первым, кто исследовал связь между диссонансом и принятием решений.

Метод

Участникам женского пола сообщили, что они будут помогать в исследовании, финансируемом несколькими производителями. Участникам также сказали, что они получат один из продуктов в конце эксперимента, чтобы компенсировать их время и усилия.

Затем женщины оценили желательность восьми товаров для дома по цене от 15 до 30 долларов. Продукты включали автоматическую кофеварку, электрический гриль для сэндвичей, автоматический тостер и портативное радио.

Участникам контрольной группы просто дали один из продуктов. Поскольку эти участники не принимали решения, им не нужно было уменьшать диссонанс. Люди в группе с низким диссонансом выбирали между желаемым продуктом и продуктом, оцененным на 3 балла ниже по 8-балльной
шкале.

Участники в состоянии высокого диссонанса выбирали между очень желанным продуктом и продуктом, оцененным всего на 1 балл ниже по 8-балльной шкале. Прочитав отчеты о различных продуктах, люди снова оценили продукты.

Выводы

Участники в состоянии высокого диссонанса разнесли альтернативы значительно больше, чем участники в двух других состояниях.

Другими словами, они с большей вероятностью, чем участники двух других условий, повышали привлекательность выбранной альтернативы и уменьшали привлекательность невыбранной альтернативы.

Усилие

Похоже также, что мы больше всего ценим те цели или пункты, для достижения которых потребовались значительные усилия.

Вероятно, это связано с тем, что возник бы диссонанс, если бы мы приложили большие усилия для достижения чего-либо, а затем оценили это отрицательно.

Мы могли бы, конечно, потратить годы усилий на достижение чего-то, что окажется кучей чепухи, а затем, чтобы избежать возникающего диссонанса, попытаться убедить себя, что на самом деле мы не тратили годы усилий или что усилие было действительно весьма приятным, или что это не было действительно большим усилием.

На самом деле, однако, кажется, что нам легче убедить себя в том, что то, чего мы достигли, того стоит, и это то, что делает большинство из нас, высоко оценивая то, чье достижение стоило нам дорого — независимо от того, думают ли другие люди, что это дорого или нет!

Этот метод уменьшения диссонанса известен как «оправдание усилий».

Если мы прикладываем усилия к выполнению задачи, которую решили выполнить, а задача получается плохо, мы испытываем диссонанс. Чтобы уменьшить этот диссонанс, мы стараемся думать, что задача удалась.

Пример когнитивного диссонанса

Классический эксперимент с диссонансом, проведенный Аронсоном и Миллсом (1959), демонстрирует основную идею.

Цель

Исследовать взаимосвязь между диссонансом и усилием.

Метод

Студентки вызвались принять участие в дискуссии о психологии секса. В состоянии «легкого смущения» участники читали вслух мужчине-экспериментатору список слов, связанных с сексом, таких как «девственница» и «проститутка».

В состоянии «сильного смущения» им приходилось читать вслух нецензурные слова и очень откровенный сексуальный отрывок.

В контрольном состоянии они сразу перешли к основному исследованию. Во всех условиях они затем услышали очень скучную дискуссию о сексе у низших животных. Их попросили оценить, насколько интересной они считают дискуссию и насколько интересными они считают людей, участвующих в ней.

Полученные результаты

Участники в состоянии «сильное смущение» дали самую положительную оценку.

Заключение

Если добровольный опыт, который стоил больших усилий, заканчивается плохо, диссонанс уменьшается за счет переопределения опыта как интересного. Это оправдывает приложенные усилия.

Как разрешается когнитивный диссонанс?

Диссонанс можно уменьшить одним из трех способов: а) изменить существующие убеждения, б) добавить новые убеждения или в) уменьшить важность убеждений.

разрешение когнитивного диссонанса

Измените одно или несколько отношений, поведения, убеждений и т. д., чтобы сделать отношения между двумя элементами созвучными.

Когда одним из диссонирующих элементов является поведение, человек может изменить или устранить поведение.

Однако этот способ уменьшения диссонанса часто представляет проблемы для людей, поскольку людям часто бывает трудно изменить хорошо заученные поведенческие реакции (например, отказ от курения).

Часто это бывает очень трудно, так как люди часто используют различные умственные маневры.

Получите новую информацию, которая перевешивает диссонирующие убеждения.

Например, мысль о том, что курение вызывает рак легких, вызовет диссонанс, если человек курит.

Однако новая информация, такая как «исследования не доказали определенно, что курение вызывает рак легких», может уменьшить диссонанс.

Уменьшите важность познаний (т.е. убеждений, взглядов).

Обычный способ уменьшить диссонанс — повысить привлекательность выбранной альтернативы и уменьшить привлекательность отвергнутой альтернативы. Это называется «разбросом альтернатив».

Человек мог убедить себя, что лучше «жить сегодняшним днем», чем «копить на завтра».

Другими словами, он мог бы сказать себе, что короткая жизнь, наполненная курением и чувственными удовольствиями, лучше, чем долгая жизнь, лишенная таких радостей. Таким образом, он уменьшил бы важность диссонансного познания (курение вредно для здоровья).

Критическая оценка

Было проведено большое количество исследований когнитивного диссонанса, давших интересные, а иногда и неожиданные результаты.

Это теория с очень широкими приложениями, показывающая, что мы стремимся к согласованности между установками и поведением и не можем использовать для этого очень рациональные методы. Его преимущество состоит в том, что его можно проверить научными средствами (т. е. экспериментами).

Однако с научной точки зрения существует проблема, поскольку мы не можем физически наблюдать когнитивный диссонанс и, следовательно, не можем его объективно измерить (относительно бихевиоризма). Следовательно, термин когнитивный диссонанс несколько субъективен.

Существует также некоторая двусмысленность (т. е. расплывчатость) самого термина «диссонанс». Является ли это восприятием (как предполагает «когнитивное»), чувством или чувством по поводу восприятия? В пересмотренном Аронсоном представлении о диссонансе как несоответствии между представлением человека о себе и представлениями о своем поведении кажется вероятным, что диссонанс на самом деле представляет собой не что иное, как вину.

Существуют также индивидуальные различия в том, действуют ли люди так, как предсказывает эта теория. Люди с высокой тревожностью более склонны к этому. Кажется, что многие люди способны справиться со значительным диссонансом и не испытывать напряжения, предсказываемого теорией.

Наконец, многие исследования, поддерживающие теорию когнитивного диссонанса, имеют низкую экологическую достоверность. Например, поворот колышков (как в эксперименте Фестингера) — искусственная задача, которой в повседневной жизни не бывает.

Кроме того, в большинстве экспериментов в качестве участников использовались студенты, что вызывает вопросы о необъективности выборки. Можем ли мы обобщить результаты таких экспериментов?

Рекомендации

Аронсон, Э., и Миллс, Дж. (1959). Влияние серьезности инициации на симпатию к группе. Журнал ненормальной и социальной психологии, 59(2) , 177.

Брем, Дж. В. (1956). Изменения после принятия решения в желательности альтернатив. Журнал ненормальной и социальной психологии, 52(3) , 384.

Фестингер, Л. (1957). Теория когнитивного диссонанса . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.

Фестингер, Л. (1959). Некоторые поведенческие последствия вынужденных решений. Acta Psychologica , 15, 389-390.

Фестингер, Л. (ред.). (1964). Конфликт, решение и диссонанс (Том 3) . Издательство Стэнфордского университета.

Фестингер, Л., и Карлсмит, Дж. М. (1959). Когнитивные последствия принудительного подчинения. Журнал ненормальной и социальной психологии, 58 (2) , 203.

Оцените статью
РАЗУМ И ЧУВСТВА
Добавить комментарий