Биологический подход в психологии — РАЗУМ И ЧУВСТВА

Биологический подход в психологии

Биопсихология

Биологическая психология или физиологическая психология изучает биологию поведения. Основное внимание уделяется нервной системе, гормонам и генетике. Биологическая психология исследует отношения между разумом и телом, нервные механизмы и влияние наследственности на поведение.

Ключевая особенность
  • Естественный отбор/эволюция;
  • Адаптация;
  • Научный метод;
  • Наследственность;
  • Номотетический подход.
Предположения
  • Психологию следует рассматривать как науку, которую следует изучать научным образом (обычно в лаборатории);
  • Мышление и поведение можно объяснить с точки зрения биологических факторов, например, генов и нервной системы;
  • Человеческие гены эволюционировали в течение миллионов лет, чтобы приспособить поведение к окружающей среде;
  • Образцы поведения могут передаваться по наследству. Следовательно, большая часть поведения будет иметь адаптивную/эволюционную цель;
  • Люди похожи на животных. Следовательно, исследования могут проводиться как на животных, так и на людях;
  • Фокус на установлении законов и теорий о влиянии физиологических и биохимических процессов, применимых ко всем людям.
Методология
  • Лабораторные эксперименты;
  • Корреляционные исследования;
  • Исследования близнецов;
  • Наблюдения в естественных условиях;
  • Кросс-культурные исследования;
  • Электроэнцефалограмма (ЭЭГ);
  • Сканирование мозга (КТ, МРТ, ПЭТ).
Недостатки
  • Редукционизм: игнорирует окружающую среду и когнитивные процессы;
  • Детерминизм – мало места для свободы воли;
  • Бихевиоризм – мы рождаемся с чистого листа, а не с инстинктами при рождении;
  • Биологический подход является детерминистским и рассматривает поведение как вызванное биологическими факторами, над которыми мы нет контроля.

С точки зрения биологического подхода поведение – следствие нашей генетики и физиологии. Это единственный подход в психологии, который исследует мысли, чувства и поведение с биологической и физической точки зрения.

Следовательно, все психологическое есть прежде всего физиологическое. Все мысли, чувства и поведение в конечном счете имеют биологическую причину. Биологический подход смотрит на изучение психологии с трех перспектив:

1. Сравнительный метод: изучает и сравнивает разные виды животных. Это может помочь в поисках понимания человеческого поведения.

2. Физиология: как работает нервная система и гормоны, как функционирует мозг, какие изменения в структуре мозга могут влиять на поведение. Например, как лекарства для лечения депрессии влияют на поведение через их взаимодействие с нервной системой.

3. Исследование наследственности: что животное наследует от родителей, механизмы наследования (генетика). Например, передается ли высокий интеллект по наследству от одного поколения к другому.

Кроме того, биологический подход утверждает, что некоторые из наших моделей поведения и характеристик передаются генетически, поскольку они повышают нашу выживаемость, например привязанность и память.

Каждый из этих биологических аспектов, сравнительный, физиологический и генетический, может помочь объяснить поведение человека.

Проблемы и дебаты

Свобода воли против детерминизма

Биологический подход строго детерминистский, поскольку рассматривает поведение как полностью обусловленное биологическими факторами, над которыми люди не властны.

Природа против воспитания

Биологический подход твердо стоит на стороне природы в дебатах; тем не менее, он признает, что наш мозг является пластичным органом, который меняется с опытом в нашем социальном мире, поэтому он не полностью отрицает влияние воспитания.

Кросс-культурные исследования включают в себя изучение определенного поведения. Например, выражения лица в разных культурах. Если обнаруживается, что поведение в разных культурах одинаково, психологи заключают, что различия в поведении имеют биологическую т.е. природную основу.

Однако, если обнаруживается, что поведение различается в разных культурах, то вероятно, на него влияет окружающая среда т. е. воспитание. Кросс-культурные исследования полезны, поскольку они вносят свой вклад в дискуссию о природе и воспитании в психологии.

Холизм против редукционизма

Биологический подход является редукционистским, поскольку он направлен на объяснение любого поведения действием генетических или биохимических процессов. Он игнорирует влияние таких факторов, как опыт раннего детства, обусловленность или когнитивные процессы.

Идиографический против номотетического

Биологический подход является номотетическим, поскольку он устанавливает законы и теории о влиянии физиологических и биохимических процессов, которые применимы ко всем людям.

Являются ли используемые методы исследования научными?

Биологический подход использует такие научный методы, как сканирование и биохимия. В этом подходе часто используются животные, поскольку этот подход предполагает, что люди физиологически похожи на них.

Расследование наследства

Исследования близнецов предоставляют генетикам своего рода естественный эксперимент, в котором поведенческое сходство однояйцевых близнецов генетическое родство которых равно 1,0) можно сравнить со сходством дизиготных близнецов (генетическое родство которых равно 0,5).

Другими словами, если наследственность (то есть генетика) влияет на данный признак или поведение, то однояйцевые близнецы должны демонстрировать большее сходство по этому признаку по сравнению с разнояйцевыми (неоднояйцевыми) близнецами.

Есть два типа близнецов:

  • Монозиготные = однояйцевые близнецы (100% общая генетическая информация).
  • Дизиготные = разнояйцевые близнецы (общая генетическая информация на 50%, как у братьев и сестер).

Исследования с использованием исследований близнецов направлены на определение степени соответствия (или сходства) между однояйцевыми и разнояйцевыми (т. е. неидентичными) близнецами. Близнецы конкордантны по признаку, если оба или ни один из близнецов не проявляет признак. Говорят, что близнецы несовместимы по какой-либо черте, если у одного она проявляется, а у другого нет.

Однояйцевые близнецы имеют одинаковый генетический состав, а разнояйцевые близнецы имеют только 50 процентов общих генов. Таким образом, если показатели конкордантности (которые могут варьироваться от 0 до 100) значительно выше для однояйцевых близнецов, чем для разнояйцевых близнецов, то это свидетельствует о том, что генетика играет важную роль в выражении этого конкретного поведения.

Bouchard и McGue (1981) провели обзор 111 всемирных исследований, в которых сравнивали IQ членов семьи. Показатели корреляции ниже представляют собой среднюю степень сходства между двумя людьми (чем выше сходство, тем более похожи показатели IQ).

  • Однояйцевые близнецы, выращенные вместе = 0,86 (корреляция).
  • Однояйцевые близнецы, разлученные = 0,72.
  • Разнояйцевые близнецы, выращенные вместе = 0,60.
  • Братья и сестры, выросшие вместе = 0,47
  • Братья и сестры, разлученные = 0,24
  • Кузены = 0,15

Однако существуют методологические недостатки, снижающие достоверность исследований близнецов. Например, Bouchard и McGue включили в свой метаанализ множество плохо выполненных и необъективных исследований.

Кроме того, исследования, сравнивающие поведение близнецов, воспитанных отдельно, подвергались критике, поскольку близнецы часто живут в схожей среде и иногда воспитываются членом семьи, не являющимся родителями.

Методы изучения мозга

Важно понимать, что человеческий мозг — очень сложная часть биологического механизма. Ученые только поверхностно понимают работу человеческого мозга. Мозг может влиять на многие типы поведения.

Помимо изучения пациентов с повреждениями головного мозга, мы можем узнать о работе мозга тремя другими способами.

1 . Нейрохирургия

Мы так мало знаем о мозге, а его функции настолько тесно интегрированы, что к операции на головном мозге обычно прибегают только в крайнем случае.

Х. М. страдал от таких разрушительных эпилептических припадков, что в конце концов была опробована хирургическая техника, которая никогда раньше не использовалась.

Эта техника вылечила его от эпилепсии, но в процессе пришлось удалить гиппокамп (это часть лимбической системы в середине мозга).

После этого у HM осталась тяжелая антероградная амнезия. т.е. он мог вспомнить, что было с ним в его жизни до того, как ему сделали операцию, но не мог вспомнить ничего нового. Теперь мы знаем, что гиппокамп участвует в памяти.

2 . Электроэнкрфалограммы (ЭЭГ)

Это способ регистрации электрической активности мозга. Электроды прикрепляются к коже головы, и можно отслеживать мозговые волны.

ЭЭГ использовалась для изучения сна, и было обнаружено, что во время обычного ночного сна мы проходим ряд стадий, отмеченных различными паттернами мозговых волн.

Одна из этих стадий известна как быстрый сон (сон с быстрым движением глаз). Во время этого наши мозговые волны начинают напоминать волны нашего бодрствования (хотя мы все еще крепко спим), и кажется, что это происходит, когда мы видим сон (независимо от того, помним мы это или нет).

3 . Сканирование мозга

Совсем недавно были разработаны методы изучения мозга с использованием различного типа сканирующего оборудования, подключенного к мощным компьютерам.

КТ-сканирование (компьютерная аксиальная томография) представляет собой движущийся рентгеновский луч, который делает «картинки» вокруг головы под разными углами и может использоваться для создания трехмерного изображения поврежденных областей мозга.

Еще более сложной является ПЭТ-сканирование (позитронно-эмиссионная томография), в которой используется радиоактивный маркер как способ изучения работы мозга.

Процедура основана на том принципе, что мозгу для функционирования требуется энергия, и что области, более вовлеченные в выполнение задачи, потребляют больше энергии. Таким образом, сканирование позволяет исследователям получать постоянные изображения мозга, когда он участвует в умственной деятельности.

Эти (и другие) методы получения изображений структуры и функционирования мозга широко использовались для изучения языка и, в частности, ПЭТ-сканирования, дают доказательства того, что модель Вернике-Гершвинда, возможно, в конце концов не может быть ответом на вопрос о как возможен язык.

График

  1. Путешествие на «Бигле» (1805–1836) – Дарвин сформулировал свою теорию естественного отбора, наблюдая за животными во время путешествия по миру.
  2. Харлоу (1848 г.): исследование случая черепно-мозговой травмы Финеаса Гейджа предоставляет нейробиологам важную информацию о работе мозга.
  3. Дарвин (1859) опубликовал « Происхождение видов путем естественного отбора» . Было напечатано 1250 экземпляров, большая часть которых была продана в первый же день.
  4. Джейн Гудолл (1957) начала свое изучение приматов в Африке, обнаружив, что поведение шимпанзе сходно с поведением всех человеческих культур на планете.
  5. Эдвард Уилсон (1975) опубликовал свою книгу «Социобиология» , в которой объединил эволюционный взгляд на психологию.
  6. Рождение эволюционной психологии начинается с публикации эссе «Психологические основы культуры» Туби и Космидеса (1992).
Оцените статью
РАЗУМ И ЧУВСТВА
Добавить комментарий