Эволюция тревожной амбивалентной привязанности у детей: Понимание и развитие — РАЗУМ И ЧУВСТВА

Эволюция тревожной амбивалентной привязанности у детей: Понимание и развитие

Детская психология

В мире детской психологии, тревожно-амбивалентный стиль привязанности представляет собой уникальное явление. Дети, находящиеся под его влиянием, могут ощущать неопределенность и беспокойство при разлуке с близкими, но при возвращении опекуна испытывать чувство беспокойства. Это как замкнутый круг, в котором эмоциональные переживания кажутся параллельными между разочарованием и облегчением.

Описанный стиль привязанности, предложенный в свое время Джоном Боулби, привлекает внимание ученых уже десятилетиями. Он считается одним из наиболее ненадежных типов привязанности, который может сопровождать детей в их первые шаги в мире отношений.

Интересно, что, хотя этот стиль привязанности считается редким, он все же присутствует в жизни от 7% до 15% малышей в США, согласно данным исследователей Кэссиди и Берлина (1994). Это небольшая, но значимая часть общей популяции, которая требует особого внимания и понимания.

Подход Боулби к формированию стилей привязанности у детей включает в себя влияние основного опекуна на их эмоциональное состояние в раннем возрасте. Это отражает важность роли, которую играют взрослые в формировании психологического фундамента будущих личностей.

Важно отметить, что люди с тревожно-амбивалентным стилем привязанности могут испытывать внутренний конфликт между негативной самооценкой и позитивным восприятием других. Это создает особую динамику, где они могут сомневаться в себе, но одновременно верить в положительные качества других людей.

Исследование и понимание этих нюансов тревожно-амбивалентной привязанности у детей имеет важное значение для психологов и родителей. Это позволяет нам лучше понять внутренний мир детей и помогает создать более благоприятное окружение для их развития и роста.

Attachment styles as secure, anxious, avoidant or fearful outline diagram. Labeled educational axis scale with high or low avoidance and anxiety as influence to people relationship vector

В процессе своего становления дети стремятся к пониманию себя и окружающего мира, их целью становится самопринятие и признание со стороны близких. Они ищут одобрение и поддержку в своих взаимоотношениях с значимыми людьми, и это может проявляться в их стремлении к близким контактам и вниманию к окружающим.

Ребенок, чья привязанность характеризуется тревожным амбивалентным стилем, может испытывать некоторые сложности в общении с сверстниками. Он может чувствовать, что не получает такого же уровня дружбы, какой он бы хотел видеть, и страшиться, что его не любят или избегают. Эти эмоциональные переживания подкреплены исследованиями, подтверждающими этот феномен (Grady et al., 2021).

Важно отметить, что такие дети часто испытывают зависимость от своих родителей и активно стремятся угодить им. Их поведение и реакции часто отражают эту стремление к поддержке и одобрению в семейной среде.

Характеристики тревожно-амбивалентного стиля привязанности у детей могут включать в себя цепляние за опекунов, страх перед незнакомцами, высокий уровень стресса при разлуке с близкими, трудности в утешении при расстройстве, сложности в установлении дружеских отношений с другими детьми, ограниченное исследование окружающего мира и трудности в управлении негативными эмоциями.

В целом, такой стиль привязанности создает общее впечатление тревожности, которое требует внимательного понимания и поддержки со стороны окружающих.

Содержание
  1. Распознавая амбивалентную привязанность у детей: Знаки, которые стоит учитывать
  2. Справляясь с тревогой при разлуке: Истории детей с амбивалентной привязанностью
  3. Реакция на разлуку: Исследуя отвержение опекуна у детей
  4. Расширение горизонтов: Исследование мира тревожно-амбивалентных детей
  5. Стремление к вниманию: Разбираемся с эмоциональными всплесками у тревожно-амбивалентных детей
  6. Поддержка и зависимость: Особенности тревожно-амбивалентных детей
  7. Родительское воспитание и амбивалентная привязанность: Понимание связи
  8. Роль последовательности в воспитании и амбивалентная привязанность
  9. Значение эмоциональной связи в формировании привязанности у детей
  10. Заботливый, но навязчивый: как влияет воспитание на детей
  11. «Голодные» за эмоциями: Как опекуны могут влиять на детей
  12. Опекуны с тревожно-амбивалентным стилем привязанности
  13. Ваш стиль привязанности: разбор ключевых типов
  14. Часто задаваемые вопросы
  15. Как помочь ребенку стать увереннее?
  16. Являются ли стили привязанности универсальными?
  17. Как влияет тревожно-амбивалентный стиль привязанности на романтические отношения?
  18. Могут ли тревожно-амбивалентные дети иметь повышенный риск развития тревоги?
  19. Рекомендуемая литература

Распознавая амбивалентную привязанность у детей: Знаки, которые стоит учитывать

Дети, чей стиль привязанности характеризуется тревожной амбивалентностью, могут испытывать внутреннее беспокойство при разлуке с опекуном и трудности в успокоении при его возвращении. Это является одним из ключевых признаков такого типа привязанности.

Часто такой ребенок не уверен, может ли он доверять своему опекуну, и может реагировать с возмущением на его отсутствие. Он может испытывать непостоянство и неуверенность в том, что чувство безопасности и поддержки всегда будет доступно.

Для ребенка с тревожно-амбивалентным стилем привязанности важно осознать, что понимание и поддержка окружающих играют ключевую роль в его эмоциональном развитии. Чем более осознанно родители и другие взрослые могут реагировать на его эмоциональные потребности, тем более уверенно он сможет навигировать в мире отношений.

some of the signs of anxious ambivalent attachment in children

Справляясь с тревогой при разлуке: Истории детей с амбивалентной привязанностью

Для детей, страдающих от тревожности и амбивалентности, отпускать своих близких во время разлуки — настоящее испытание. Они могут сопротивляться идти в школу или уходу за кем-либо, кроме своего основного опекуна, и проявлять ярко выраженные признаки дистресса, когда наступает разлука.

Для детей, чья привязанность характеризуется тревожной амбивалентностью, часто характерно развитие тревожного расстройства разлуки (ТРС), которое, обычно, диагностируется уже в раннем детстве. Это расстройство сопровождается сильным страхом быть разлученным со своими близкими и является источником значительной тревоги при любой форме разлуки.

Дети, страдающие тревожно-амбивалентной привязанностью, могут активно противиться посещению школы из-за страха быть разлученными со своими опекунами, и испытывать интенсивную тревогу, когда разлука все же наступает.

Рассматривая эти аспекты, становится ясно, что понимание и поддержка со стороны взрослых играют важную роль в обеспечении эмоционального благополучия детей с амбивалентной привязанностью. Создание поддерживающей среды, где ребенок может чувствовать себя защищенным и понятым, играет решающую роль в их адаптации и развитии.

Реакция на разлуку: Исследуя отвержение опекуна у детей

Несмотря на тревожные переживания при разлуке, дети часто выражают отторжение по отношению к своему опекуну по его возвращении.

Чувствуя себя обиженными и отвергнутыми, они могут принять позицию злости, несмотря на попытки утешения со стороны опекуна. Даже когда он стремится поддержать и утешить ребенка, тот может отказываться смотреть ему в глаза.

Для ребенка с тревожно-амбивалентным стилем привязанности характерно сложное поведение, когда ни одно проявление заботы не удовлетворяет его. Это создает вызовы как для самого ребенка, так и для его опекунов.

Понимание этих реакций помогает взрослым адекватно реагировать на эмоциональные потребности детей, создавая обстановку, которая способствует их эмоциональному благополучию и развитию.

Расширение горизонтов: Исследование мира тревожно-амбивалентных детей

Для детей с тревожно-амбивалентным стилем привязанности характерно ограниченное исследование окружающего мира. Они могут испытывать затруднения в самостоятельном исследовании и экспериментировании, предпочитая постоянную поддержку и внимание со стороны взрослых.

На школьной площадке такие дети часто предпочитают быть рядом с учителем, чем играть с другими детьми, потому что это приносит им больше чувства безопасности. В результате они могут казаться застенчивыми и иметь трудности в установлении дружеских отношений со сверстниками.

Понимание этой динамики помогает родителям, учителям и другим взрослым создавать поддерживающую среду для развития таких детей. Поощрение их исследовательских усилий и постепенное расширение их зоны комфорта способствует их адаптации и развитию навыков самостоятельности.

Стремление к вниманию: Разбираемся с эмоциональными всплесками у тревожно-амбивалентных детей

У детей с тревожно-амбивалентным стилем привязанности часто наблюдаются значительные эмоциональные колебания. В попытках поддерживать связь с опекуном, они могут прибегать к эмоциональным стратегиям, чтобы привлечь его внимание (Grady et al., 2021).

В школьной среде такие дети зачастую ориентированы на людей, а не на задачи. Вместо того, чтобы фокусироваться на учебе, они могут тратить большую часть времени, пытаясь установить контакт с другими учениками и преподавателями.

Чрезмерное внимание, уделяемое попыткам привлечения и удержания внимания взрослых, может мешать им концентрироваться и успешно выполнять задания. Они могут многократно задавать вопросы, стремясь убедиться, что их заметили.

Как только они достигают цели и привлекают внимание опекуна, они часто боятся отпустить его, опасаясь, что могут потерять его вновь. В результате они могут казаться настырными или навязчивыми.

Понимание этих особенностей помогает взрослым лучше поддерживать детей с тревожно-амбивалентным стилем привязанности, создавая для них безопасную и поддерживающую среду, где они могут развиваться и процветать.

Поддержка и зависимость: Особенности тревожно-амбивалентных детей

Дети с тревожно-амбивалентным стилем привязанности часто испытывают сильную тревожность, которая мешает им действовать самостоятельно, и они могут постоянно обращаться за помощью. Им может быть необходимо иметь при себе опору, куда бы они ни направились.

Кроме того, такие дети часто испытывают затруднения в регулировании своих собственных эмоций и потребностей, и поэтому они могут полагаться на других людей для помощи в этом.

Родительское воспитание и амбивалентная привязанность: Понимание связи

Изучение причин амбивалентного стиля привязанности у детей поднимает вопросы о том, какие факторы в воспитании могут способствовать этому явлению.

Хотя точные механизмы, приводящие к развитию амбивалентной привязанности, не всегда ясны, широко принято, что воспитание и взаимодействие с опекунами играют ключевую роль.

Существует несколько возможных способов, которыми родительские стили могут содействовать развитию амбивалентного стиля привязанности:

Роль последовательности в воспитании и амбивалентная привязанность

В исследованиях по тревожно-амбивалентному стилю привязанности отмечается, что для людей с этим типом привязанности характерно непоследовательное и непредсказуемое поведение опекунов (Grady et al., 2021).

Непоследовательное воспитание проявляется в том, что опекун может проявлять поддержку и отклик на потребности ребенка в определенные моменты, но игнорировать их в другие. Иногда воспитатель может быть теплым и заботливым, а в другие моменты — холодным, безразличным или эмоционально недоступным.

Этот диссонанс может озадачить ребенка и сделать его отношения с опекуном запутанными, так как он получает неоднозначные сигналы.

Непредсказуемое поведение опекуна затрудняет ребенку предвидеть, как он будет вести себя в будущем, что приводит к увеличению неуверенности и тревоги.

Понимание этой динамики важно для создания стабильной и поддерживающей среды для эмоционального развития ребенка.

Значение эмоциональной связи в формировании привязанности у детей

Эмоциональное отчуждение или безразличие со стороны взрослых могут вызвать у детей чувство неуверенности и нестабильности. Когда опекун не реагирует на эмоциональные нужды ребенка, особенно в моменты его беспокойства или тревоги, эти эмоции могут только усилиться.

Исследования свидетельствуют о том, что если опекун систематически игнорирует потребности ребенка, это может привести к формированию у него ненадежного стиля привязанности.

Понимание важности эмоциональной близости для формирования привязанности помогает родителям и воспитателям создавать поддерживающую и эмоционально насыщенную среду для детей, способствуя их здоровому развитию и эмоциональной устойчивости.

Заботливый, но навязчивый: как влияет воспитание на детей

Навязчивый родитель — это тот, кто проявляет чрезмерное внимание к своему ребенку.

Такие взрослые могут иметь нечеткие границы эмоций, оказывать влияние на психическое состояние ребенка и проявлять властные черты. Ребенок может почувствовать, что его задушивают, и что у него нет свободного пространства для самовыражения и развития.

Навязчивое воспитание может также проявляться в зеркальном отражении поведения ребенка. В таких случаях взрослый отражает эмоции и поведение ребенка, усиливая его негативную реакцию, а не успокаивая ее. Например, если ребенок беспокоится или плачет, навязчивый опекун также начинает волноваться и плакать.

«Голодные» за эмоциями: Как опекуны могут влиять на детей

Когда взрослые, заботящиеся о детях, стремятся к эмоциональной или физической близости с малышом для удовлетворения своих собственных потребностей, это часто называют «эмоциональным голодом».

Если взрослый использует ребенка, чтобы самому чувствовать себя лучше, он может не замечать и не удовлетворять эмоциональные и физические потребности самого ребенка. Такие опекуны могут казаться навязчивыми и слишком вмешательствующими в жизнь своего малыша. Они могут заменять истинную любовь и привязанность к ребенку использованием его как способа удовлетворения собственных потребностей.

Это может привести к тому, что ребенок не находит удовлетворения своих собственных потребностей и, по мере взросления, может продолжать ставить потребности других выше своих собственных, так как ему это кажется нормальным.

Опекуны с тревожно-амбивалентным стилем привязанности

Весьма вероятно, что если у ребенка развился тревожно-амбивалентный стиль привязанности, то и у его опекуна существует подобный стиль.

Это скорее всего не обусловлено генетическими факторами; скорее, это результат повторения моделей поведения на протяжении нескольких поколений.

Если не будет разрешена проблема ненадежной привязанности у ребенка, есть вероятность, что он вырастет и станет родителем, который также будет проявлять тревожно-амбивалентные черты.

Ваш стиль привязанности: разбор ключевых типов

Теория привязанности, предложенная психологом Джоном Боулби в 1950-х, оставила значительный след в психологической науке. Его предположения касались того, что у детей в раннем возрасте формируется стиль привязанности, зависящий от взаимодействия с главным опекуном.

Концепция эта подразумевает, что уверенность в наличии надежной базы, к которой можно обратиться в безопасности и найти утешение в трудные моменты, играет ключевую роль в психическом развитии человека.

spectrum of attachment styles
Attachment styles

Боулби выделил четыре основных стиля привязанности, исследованных Эйнсворт, Блехар, Уотерс и Уоллом в 1978 году:

  1. Амбивалентная привязанность: Известная также как тревожная привязанность. Люди с этим стилем часто испытывают трудности в установлении доверительных отношений и часто нуждаются в подтверждении своей ценности.
  2. Избегающий стиль: Характеризуется низкой эмоциональностью и избеганием близости в отношениях.
  3. Безопасный стиль: Включает в себя чувство доверия и безопасности в отношениях, что способствует формированию крепких связей.
  4. Дезорганизованный стиль: Характеризуется нестабильным поведением, от избегания до навязчивости, и часто связан с недоверием к другим.

Степень вашей привязанности, сформированной в детстве, влияет на вашу способность общаться в отношениях, управлять эмоциями и разрешать конфликты. Понимание вашего стиля привязанности может помочь вам осознать закономерности, присутствующие в ваших отношениях, и понять, какие аспекты вашего поведения могут быть связаны с вашим прошлым опытом.

Часто задаваемые вопросы

Как помочь ребенку стать увереннее?

В воспитании детей нет универсального рецепта успеха, и на пути могут возникнуть многочисленные препятствия. Однако существуют определенные области, в которых опекуны могут оказать ключевую поддержку, содействуя формированию у ребенка чувства уверенности и защищенности.

Исследования Брауна и Эллиота (2016) выделяют пять основных направлений деятельности, которые играют важную роль в формировании стойкого психологического фундамента у детей:

  1. Обеспечение чувства безопасности: Создание окружения, в котором ребенок чувствует себя защищенным и надежным.
  2. Проявление внимания и заботы: Поддержание близких, доверительных отношений, в которых ребенок осознает, что его нужды и эмоции важны для опекуна.
  3. Предоставление утешения: Обеспечение эмоциональной поддержки и комфорта в трудных ситуациях.
  4. Подчеркивание индивидуальности: Поддержка самооценки и уважение к уникальным чертам личности ребенка.
  5. Поддержка при саморазвитии: Поощрение и поддержка ребенка в процессе его роста и развития, выражение признания за достижения.

Разнообразие подходов и индивидуальный подход к каждому ребенку позволяют опекунам эффективно оказывать необходимую поддержку, способствуя здоровому психологическому развитию малышей.

Являются ли стили привязанности универсальными?

Следует помнить, что большинство ключевых исследований в теории привязанности базируются на данных, полученных в контексте американской культуры.

Например, в исследовании «Странная ситуация», проведенном Мэри Эйнсворт (1970), участвовали только дети из США, и их результаты были обобщены для объяснения привязанности у всех детей.

Это пример этноцентрического подхода к исследованию. То, что считается «безопасной привязанностью» в американском контексте, может восприниматься по-разному в других культурах.

Как влияет тревожно-амбивалентный стиль привязанности на романтические отношения?

Взрослые с тревожно-амбивалентным стилем привязанности могут проявлять особенности, которые отличаются в романтических отношениях.

Они могут стремиться к близости с партнером, но одновременно испытывать тревогу по поводу того, что этот интерес не разделяют. Большинство времени они проводят в непрерывном желании близости, а отсутствие партнера может вызывать у них панику или беспокойство.

Такие люди часто сталкиваются с низкой самооценкой и трудно уверовать в то, что партнер действительно искренне любит их, что приводит к постоянным проблемам с доверием.

Могут ли тревожно-амбивалентные дети иметь повышенный риск развития тревоги?

Исследования показывают, что дети с тревожно-амбивалентным стилем привязанности могут столкнуться с более высоким риском развития школьной и социальной фобии по сравнению с теми, кто имел надежные привязанности в младенчестве (Bar-Haim et al., 2007).

Кроме того, установлено, что люди с таким стилем привязанности в детстве более подвержены диагностированию тревожных расстройств в подростковом возрасте (Warren et al., 1997).

Рекомендуемая литература

  1. Коган, И. Ю. (2007). Эмоциональная адаптация детей с разными стилями привязанности в семейной и внесемейной образовательной среде. Вопросы психологии, (4), 95-105.
  2. Браун, Г. и Эллиот, С. (2016). Семья и привязанность: Основные понятия. Воспитание детей в современном мире, 20(3), 112-125.
  3. Bar-Haim, Y., Lamy, D., Pergamin, L., Bakermans-Kranenburg, M. J., & Van IJzendoorn, M. H. (2007). Threat-related attentional bias in anxious and nonanxious individuals: a meta-analytic study. Psychological Bulletin, 133(1), 1-24.
  4. Warren, S. L., Huston, L., Egeland, B., & Sroufe, L. A. (1997). Child and adolescent anxiety disorders and early attachment. Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry, 36(5), 637-644.
Оцените статью
РАЗУМ И ЧУВСТВА
Добавить комментарий