Формальная операционная стадия Пиаже: определение и примеры — РАЗУМ И ЧУВСТВА

Формальная операционная стадия Пиаже: определение и примеры

Детская психология

Формально-операционная стадия начинается примерно в возрасте двенадцати лет и продолжается до совершеннолетия. Когда подростки вступают в эту стадию, они приобретают способность абстрактно мыслить, манипулируя идеями в своей голове, без какой-либо зависимости от конкретных манипуляций (Inhelder & Piaget, 1958).

На формально-операциональной стадии дети склонны рассуждать более абстрактно, систематически и рефлексивно. Они с большей вероятностью будут использовать логику для обоснования возможных последствий каждого действия перед его выполнением.

Он / она может производить математические вычисления, творчески мыслить, использовать абстрактные рассуждения и представлять результат конкретных действий.

Примером различия между конкретной и формальной операционными стадиями является ответ на вопрос: “Если Келли выше Эли, а Эли выше Джо, то кто самый высокий?”

Это пример логического рассуждения, которое представляет собой способность думать о вещах, которых ребенок на самом деле не испытывал, и делать выводы на основе своего мышления.

Ребенок, которому нужно нарисовать картинку или использовать предметы, все еще находится на стадии конкретного оперирования, в то время как дети, которые могут обдумать ответ в уме, используют формальное операциональное мышление.

Формальная операциональная мысль

Гипотетико-дедуктивные рассуждения

Гипотетико-дедуктивное рассуждение — это способность мыслить научно, генерируя предсказания или гипотезы о мире для ответа на вопросы.

Человек будет подходить к решению проблем систематически и организованно, а не методом проб и ошибок.

Подросток может рассмотреть сценарии “что, если”, например, представить будущие последствия изменения климата на основе текущих тенденций.

Конкретные операции выполняются над вещами, тогда как формальные операции выполняются над идеями. Люди могут думать о гипотетических и абстрактных концепциях, с которыми им еще предстоит столкнуться. Абстрактное мышление важно для планирования будущего.

Студент понимает такие понятия, как справедливость, любовь и свобода, и манипулирует ими, не нуждаясь в конкретных примерах или опыте. Например, они могут понять и обсудить такое утверждение, как “Правосудие не всегда справедливо”.

Научные рассуждения

Примером формально-операционального мышления может быть когнитивная способность систематически планировать и тестировать различные решения проблемы, процесс, который часто называют “научным мышлением”.

формальный операционный этап
Ключевые этапы научного исследования включают в себя: формирование гипотезы об исходе химической реакции, проведение тщательного эксперимента, наблюдение за результатами, а затем анализ этих результатов для подтверждения или пересмотра первоначальной гипотезы.

Способность формулировать гипотезы, проводить эксперименты, анализировать результаты и использовать дедуктивные рассуждения является примером формально-операционального мышления.

Студент формулирует гипотезу о научном эксперименте, прогнозирует потенциальные результаты, систематически проверяет гипотезу, а затем анализирует результаты.

Например, они могли бы выдвинуть гипотезу о том, что увеличение воздействия солнечного света увеличит скорость роста растения, разработать эксперимент для проверки этого, а затем понять и объяснить результаты.

Метапознание

Подростки могут поразмыслить над своими собственными мыслительными процессами, размышляя о том, как им лучше учиться, или понимая, почему они могли ошибиться в суждениях.

Например, они могут понимать, что принимают поспешные решения, когда испытывают стресс, и планируют использовать методы снижения стресса, прежде чем принимать важные решения в будущем.

Тестирование формальных операций

Пиаже (1970) разработал несколько тестов формального операционального мышления. Одной из самых простых была “проблема третьего глаза”. Детей спросили, куда бы они вставили дополнительный глаз, если бы могли иметь третий и почему.

Шаффер (1988) сообщил, что, когда ему задавали этот вопрос, все 9-летние дети предположили, что третий глаз должен находиться на лбу. Однако 11-летние дети проявили большую изобретательность, предположив, что третий глаз, расположенный на руке, будет полезен для наблюдения за закругленными углами.

Формально-операциональное мышление также было экспериментально проверено с использованием задачи с маятником (Inhelder & Piaget, 1958). Метод включал в себя длину строки и набор весов. Участники должны были учитывать три фактора (переменные): длину струны, тяжесть груза и силу толчка.

Задача состояла в том, чтобы определить, какой фактор является наиболее важным при определении скорости качания маятника.

Участники могут варьировать длину струны маятника и изменять вес. Они могут измерять скорость маятника, подсчитывая количество взмахов в минуту.

Чтобы найти правильный ответ, участник должен усвоить идею экспериментального метода, то есть изменять одну переменную за раз (например, пробовать разные длины при одинаковом весе). Участник, который пробует разные длины с разным весом, скорее всего, в конечном итоге даст неправильный ответ.

Дети на формальном операционном этапе подходили к выполнению задачи систематически, тестируя по одной переменной (например, изменяя длину строки) за раз, чтобы увидеть ее эффект. Однако дети младшего возраста обычно пробовали эти варианты случайным образом или меняли две вещи одновременно.

Пиаже пришел к выводу, что системный подход указывает на то, что дети мыслят логически, абстрактно и могут видеть взаимосвязи между вещами. Таковы характеристики формальной операционной стадии.

Критическая оценка

Психологи, которые повторяли это исследование или использовали аналогичную задачу, обычно обнаруживали, что дети не могут успешно выполнить задание, пока не станут старше.

Роберт Сиглер (1979) дал детям задание на бревне, в котором несколько дисков располагались по обе стороны от центра равновесия. Исследователь менял количество дисков или перемещал их вдоль балки, каждый раз прося ребенка предсказать, в какую сторону будут двигаться весы.

Он изучил ответы, данные детьми от пяти лет и старше, и пришел к выводу, что они применяют правила, которые развиваются в той же последовательности, что и выводы Пиаже, и, таким образом, отражают их.

Как и Пиаже, он обнаружил, что в конечном итоге дети смогли учесть взаимосвязь между весом дисков и расстоянием от центра и, таким образом, успешно предсказать баланс. Однако этого не происходило, пока участникам не исполнилось от 13 до 17 лет.

Он пришел к выводу, что когнитивное развитие детей основано на усвоении и использовании правил во все более сложных ситуациях, а не поэтапно.

Проверка обучения

Что из нижеперечисленного указывает / не указывает на то, что индивид находится на стадии формальной эксплуатации?

  1. Марк часто испытывает трудности с планированием на будущее. Он не может представить различные возможные результаты, основанные на его действиях. Что из следующего верно в отношении Марка?
    a. Он находится на формальной операционной стадии.
    b. Он находится на предоперационной стадии.
    c. Он находится на стадии конкретной операционной стадии.
    d. Он находится на сенсомоторной стадии.
  2. Какое из следующих действий НЕ указывает на то, что Люси находится на формально-операциональной стадии?
    a. Люси может думать об абстрактных понятиях, таких как справедливость.
    b. Люси любит дебаты и обсуждения, где она может выражать свои мысли.
    c. Люси может решать только конкретные и непосредственно возникающие проблемы.
    d. Люси любит проводить эксперименты для проверки своих гипотез.
  3. Сэм может играть со своими друзьями и представлять, что они думают о нем. Однако он не может концептуализировать различные исходы гипотетической ситуации. На какой стадии, скорее всего, находится Сэм?
    a. Он находится на формальной операционной стадии.
    b. Он находится на предоперационной стадии.
    c. Он находится на конкретной операционной стадии.
    d. Он находится на сенсомоторной стадии.

Ответы:

  1. (б) Он находится на предоперационной стадии.
  2. (c) Люси может решать только конкретные и непосредственно возникающие проблемы.
  3. (c) Он находится на стадии конкретной работы.

Вопросы и ответы

Согласно Жану Пиаже, на какой стадии дети начинают использовать процессы абстрактного мышления?

По словам Жана Пиаже, дети начинают использовать процессы абстрактного мышления на формально-операциональной стадии, которая обычно развивается между 12 и взрослым возрастом.

На этой стадии у детей развивается способность к абстрактному мышлению и гипотетическим
рассуждениям. Они больше не полагаются исключительно на конкретный опыт или объекты в их непосредственном окружении для понимания. Вместо этого они могут представлять реальности за пределами своей собственной и рассматривать различные возможности и перспективы.

Они могут формулировать гипотезы, рассматривать потенциальные результаты и планировать систематические подходы к решению проблем. Кроме того, они могут понимать абстрактные идеи, такие как моральные рассуждения, логика и теоретические концепции в математике или естественных науках, и манипулировать ими.

Основываясь на теории Пиаже, что должен предоставить учитель на формальном операционном этапе?

Основываясь на теории Пиаже, преподаватель должен предоставить студентам следующее на формальном операционном этапе:

<strong>Абстрактные проблемы и гипотетические задачи</strong>: Поощряйте студентов мыслить абстрактно и решать сложные проблемы. Предлагайте задачи, требующие логического рассуждения, выдвигания гипотез и учета множества переменных.

Возможности для дебатов: Поощряйте студентов выражать свои мысли и оспаривать взгляды других. Это может помочь им научиться рассматривать проблемы с разных точек зрения.

Эксперименты: разработка уроков, позволяющих учащимся выдвигать гипотезы и проводить эксперименты. Научный метод является ценным инструментом на этом этапе.

Приложения в реальном мире: соедините обучение в классе со сценариями реального мира. Это может помочь студентам понять актуальность и применение абстрактных идей.

Вопросы более высокого порядка: Используйте вопросы, включающие анализ, синтез и оценку, чтобы улучшить навыки критического мышления студентов.

Руководство по саморефлексии: Поощряйте студентов размышлять над своими мыслями, эмоциями и поведением, что может помочь им лучше понять собственные когнитивные процессы.

Морально-этические дискуссии: Поскольку учащиеся на этом этапе начинают больше задумываться об абстрактных понятиях, таких как справедливость и правозащитность, вовлекайте их в дискуссии по морально-этическим вопросам.

Формально-операционная стадия Пиаже начинается примерно в 11-12 лет и продолжается на протяжении всей взрослой жизни. Означает ли это, что, как только человек достигает этого уровня когнитивного развития, они выходят на плато? или существуют разные уровни формальных операций?

Согласно теории Пиаже, как только индивиды достигают формально-операциональной стадии, они достигают наивысшего уровня когнитивного развития, определенного его моделью. Однако это не говорит о когнитивном плато.

Когнитивное развитие индивидуально и на него влияет целый ряд факторов, выходящих за рамки простого биологического созревания.

Природа человеческого познания такова, что всегда есть место для совершенствования, роста и развития на протяжении всей взрослой жизни.

Кроме того, индивидуальная компетентность может сильно различаться в рамках формального операционного этапа. Например, человек может использовать формально-операциональное мышление в одной области жизни (например, в своей профессиональной специализации), но не в других.

Аналогичным образом, такие навыки, как решение проблем, логическое рассуждение и обращение с абстрактными понятиями, могут продолжать совершенствоваться с практикой и опытом.

Список литературы

Ингельдер Б. и Пиаже Дж. (1958). Мышление подростков.

Пиаже, Дж. (1970). Наука об образовании и психология ребенка. Пер. Д. Колтмана.

Schaffer, H. R. (1988). Детская психология: будущее. В издании S. Chess & A. Thomas (ред.), Ежегодный прогресс в детской психиатрии и развитии ребенка. Нью-Йорк: Бруннер / Мазель.

Сиглер Р. С. и Ричардс Д. (1979). Разработка концепций времени, скорости и расстояния. Психология развития, 15, 288-298.

Оцените статью
РАЗУМ И ЧУВСТВА
Добавить комментарий