Эффект ложного консенсуса: определение и примеры — РАЗУМ И ЧУВСТВА

Эффект ложного консенсуса: определение и примеры

Когнитивная психология
  • Эффект ложного консенсуса описывает склонность людей полагать, что их собственные мнения, убеждения и атрибуты более распространены и нормативны для других, чем они есть на самом деле, и что мнения, убеждения и атрибуты, которые есть у других, но не разделяют их, более показательны. чьей-либо личности в целом.
  • Хотя исследователи десятилетиями описывали проекцию своих убеждений на других, Ross et al. опубликовал влиятельную статью, положившую начало длинному ряду убедительных эмпирических доказательств и теоретических обоснований эффекта ложного консенсуса.
  • Теория культурной передачи — это идея Чикагской школы о том, что в городах природные зоны возникают из-за иммиграции. Некоторые известные теоретические модели эффекта ложного консенсуса связывают это явление с мотивацией, избирательным воздействием и когнитивной доступностью, реакцией на двусмысленность и логической обработкой информации.
  • Исследования, проверяющие эффект ложного консенсуса, продолжаются и по сей день на самых разных предметах, от «эхо-камер» в социальных сетях до убеждений, связанных с изменением климата.

Что такое эффект ложного консенсуса?

Предубеждение ложного консенсуса — это склонность считать наши собственные взгляды, убеждения и поведение типичными.

Психологи часто приписывают эффект ложного консенсуса желанию рассматривать свои мысли как уместные, нормальные и правильные, и множество экспериментальных данных подтверждают это явление.

Идея о том, что люди проецируют свои собственные убеждения и поведение на других, имеет долгую историю. Многие исследователи и теоретики создали так называемые теории атрибуции (например, Heider, 1958; Jones and Davis, 1965; и Kanouse, Kelley, Nisbett, Valances, and Weiner, 1972), чтобы описать, как типичные люди делают выводы и извлекают из них социальное значение. их взаимодействия с другими.

Другие разработали идеи «эгоцентрической атрибуции» и «атрибутивной проекции» для описания того, почему люди проецируют свои собственные атрибуты на других (например, Heider, 1958; Jones and Nisbett, 1972; Cameron and Magaret, 1951; Cattell, 1944).

Однако Росс и соавт. (1977) подверг критике эти исследования, заявив, что исследователь манипулирует степенью «кажущейся согласованности, отчетливости и консенсуса ответов, представляемых социальному наблюдателю», предоставляя все соответствующие данные своим участникам.

Росс и др. (1977) ввел термин «эффект ложного консенсуса» для описания склонности участников «рассматривать собственный поведенческий выбор и суждения как относительно распространенные и соответствующие существующим обстоятельствам, а альтернативные ответы рассматривать как необычные, девиантные или неуместные» (Чой и Ча, 2019). .

Например, в то время как тот, кто кормит белок, голосует за республиканцев или пьет Драмбуи на завтрак, будет считать свое поведение относительно обычным и лишенным информации о его личных качествах, тот, кто игнорирует голодных белок, голосует за демократов или воздерживается от употребления Драмбуи на завтрак, считают поведение первого странным и «многозначительным для личности актера» (Ross et al., 1977).

Тот, кто признает свой выбор необычным, например, монах или профессиональный канатоходец, может по-прежнему считать свой выбор менее девиантным и раскрывающим личность, чем те, кто этого не делает.

Влияющие факторы

Росс и др. (1977), а также ряд исследователей впоследствии попытались описать факторы, которые приводят к эффекту ложного консенсуса:

Мотивационные процессы

Традиционно исследователи, которые описывали такие явления, как эффект ложного консенсуса или «эгоцентрические искажения атрибуции», подчеркивали мотивацию и функцию человека (Ross et al., 1977).

Эти предубеждения оправдывают чувство человека, что его собственный поведенческий выбор является уместным и рациональным ответом по отношению к ситуации, а не отражением его личных характеристик.

Некоторые исследователи, такие как Брамель (1962), Эдлоу и Кисли, 1966, а также Леманн и Соломон (1952), подчеркивали эго-защитную или уменьшающую диссонанс функцию «атрибутивной проекции», особенно когда имеет место неудача или негативная информация. о чьих-либо личных характеристиках (Ross et al., 1977).

Росс и др. (1977) отмечают три типа влияния или искажения, связанные с эффектом ложного консенсуса. Во-первых, кто-то может исказить, в частном порядке или публично, свою оценку степени консенсуса в своих ответах.

Во-вторых, кто-то может сообщить ответ, более распространенный или менее девиантный, чем его подлинный ответ.

И, наконец, кто-то может исказить свое реальное поведение в данной ситуации, приспосабливаясь к реакциям сверстников, даже если это отвергает чьи-то личные предпочтения, представления и склонности.

Избирательное воздействие и когнитивная доступность

Другое объяснение, которое Ross et al. (1977) в эффекте ложного консенсуса присутствуют факторы избирательного воздействия и доступности.

Эффекты выборочного воздействия описывают немотивационные факторы, которые могут создать впечатление, что чьи-то суждения и ответы имеют высокую степень согласованности.

Например, люди склонны общаться с людьми, которые разделяют их происхождение, опыт, интересы, ценности и взгляды. Это знакомство с похожими людьми мотивировано Ross et al. спорить, создавая консенсус.

Факторы разрешения неоднозначности

В-третьих, Росс и др. (1977) предполагают, что эффект ложного консенсуса может также возникать из-за чьей-либо реакции на двусмысленность в отношении сил, вызывающих ситуацию, а также значения и последствий различных ответов.

Многие социальные контексты неоднозначны, и люди должны полагаться на свои собственные характеристики, чтобы оценивать других. Сталкиваясь с этой двусмысленностью, люди сталкиваются с интерпретациями, оценками и догадками, которые могут повлиять на чей-то собственный поведенческий выбор, а также на его прогнозы и выводы относительно выбора других.

Например, на человека, заполняющего анкету с терминами «часто» или «обычно», влияет его собственное мнение о том, что означает «часто или обычно».

Заметность и фокус внимания

После исследования Росса и др. (1977) исследователи предложили альтернативные механизмы эффекта ложного консенсуса. Одним из таких механизмов является заметность и фокус внимания, также называемый гипотезой выборочной обработки информации (Verlhiac, 2000).

Этот подход предполагает, что кто-то с большей вероятностью сосредоточит внимание на своей предпочтительной позиции, чем на позициях других, что увеличивает уверенность в том, что многие другие разделяют их позицию.

Гипотеза значимости и фокуса внимания утверждает, что сосредоточение внимания исключительно на одной позиции усиливает воспринимаемый консенсус, потому что это единственная позиция, которая находится в чьем-то непосредственном сознании.

Между тем, если кто-то имеет в виду две или более позиций, это может ослабить степень консенсуса, которую, по мнению этого человека, имеет каждый выбор (Marks and Miller, 1987).

Кроме того, гипотеза значимости и фокуса внимания предполагает, что тот, кто совершает или обещает совершить определенное действие, делает это действие более заметным в своем уме, как и поведение, которое выделяется на фоне другого поведения (Marks and Miller, 1987).

Логическая обработка информации

Четвертый и последний предполагаемый теоретический механизм эффекта ложного консенсуса — это логическая обработка информации (Marks and Miller, 1987).

Модель логической обработки информации эффекта ложного консенсуса считает, что активные рассуждения и рациональные процессы лежат в основе оценки сходства между собой и другими.

Хайдер (1958) впервые обсудил эту идею, описывая, как «причинная атрибуция» может влиять на предположения о том, насколько распространена идея. Хайдер считал, что если кто-то приписывает причины своего поведения логической ситуационной реакции, он может полагать, что его действие пользуется высоким консенсусом.

Между тем тот, кто приписывает свое поведение собственным склонностям, может быть менее склонен предполагать, что другие отреагируют так же. Этот подход предполагает, что для возникновения ложного консенсуса в результате так называемой логической реакции на ситуацию действующий должен исходить из того, что ситуация одинаково повлияет на него самого и на других (Marks and Miller, 1987).

Примеры

Социальные медиа

Традиционный эхо-камерный взгляд на социальные сети — что люди окружают себя людьми, которые разделяют их мнения, усиливая нормы и убеждения этой группы — согласуется с эффектом ложного консенсуса (Бакши и др., 2015).

Банкер и Варнум (2021) исследовали связь между использованием социальных сетей и эффектом ложного консенсуса.

В частности, исследователи оценили эффекты ложного консенсуса в отношении того, как люди оценивают личности и мотивы окружающих, воспроизведя предыдущую работу по изучению политических взглядов у 493 студентов бакалавриата.

Они обнаружили, что более активные пользователи социальных сетей, как правило, имели более высокие показатели ложного консенсуса по ряду психологических характеристик; однако эффекты были меньше и слабее, чем предполагали сами участники (Bunker and Varnum, 2021).

Отношение к изменению климата

Левистон, Уокер и Морвински (2013) использовали эффект ложного консенсуса для описания поляризации политических мнений в дискуссиях об изменении климата.

Исследователи также описывают плюралистическое невежество, явление, связанное с ложным консенсусом, но отличающееся от него, когда большинство членов группы в частном порядке отвергают мнение, но предполагают, что большинство других принимают его, поддерживая норму, которая может не нравиться большинству людей.

Исследователи проверили несколько гипотез: предполагаемая распространенность мнений об изменении климата подвержена эффекту ложного консенсуса, что предполагаемая распространенность тех, кто отвергает существование изменения климата, будет подвергаться эффектам плюралистического невежества. Те, у кого высокий уровень ложного консенсуса в первом опросе, с меньшей вероятностью изменят свое мнение, чем другие в последующем опросе.

Поддерживая эффект ложного консенсуса, люди, как правило, переоценивали долю людей, которые считали, что изменения климата не происходит, и недооценивали долю людей, которые считали, что изменение климата было естественным или вызванным деятельностью человека.

Однако во всех случаях люди, верившие в то, что изменение климата происходит, значительно чаще полагали, что большее число людей верят в то, что изменение климата также происходит, и наоборот (Leviston, Walker, and Morwinski, 2013).

Исследовать

В своей оригинальной статье Ross et al. провели четыре исследования, чтобы попытаться квалифицировать эффект ложного консенсуса.

Исследование 1

В первом из этих исследований исследователи протестировали 320 студентов Стэнфордского университета, предоставив им анкеты, содержащие одну из четырех коротких историй. В каждой из этих историй участникам предлагалось поместить себя в обстановку, в которой ряд событий привел к поведенческому выбору.

Например, в «Истории супермаркета» рассказывается о человеке, который делал покупки в продуктовом магазине, и бизнесмен спрашивал его, понравилось ли ему делать покупки в этом магазине. Затем бизнесмен сообщает, что съемочная группа сняла комментарии этого человека, и просит их подписать разрешение, чтобы они могли появиться в рекламном ролике.

Хотя исследователи не просили участников немедленно заявить о своем выборе, они попросили участников оценить, какой процент их сверстников подпишет разрешение, а какой процент откажется.

Затем исследователи попросили участников указать, какой из этих вариантов они бы выбрали лично, и заполнить шкалы личности для себя, а также для «типичного человека», который сделает или не сделает поведенческий выбор, описанный в исследовании.

В этом первом исследовании исследователи обнаружили, что участники, заявившие, что они лично выберут один поведенческий вариант, оценили свой выбор как вероятный для своих сверстников и наоборот.

Кроме того, люди сделали сильные выводы о личностных чертах тех типов людей, которые, по их мнению, выберут ответ, который они не выбрали, и слабые выводы о тех, кто выбрал тот же ответ, что и они, что подтвердило гипотезу ложного эффекта консенсуса.

Исследование 2

Во втором эксперименте Росса и др. исследователи попытались изучить более общую тенденцию участников переоценивать степень, в которой другие люди разделяют их предпочтения, страхи, поведение, ожидания и другие личные характеристики.

Опять же, 80 студентов заполнили анкету с 35 «элементами описания личности» — такими чертами, как застенчивость или не застенчивость, предпочтение черного или белого хлеба, а также физические характеристики, такие как цвет глаз.

Затем исследователи попросили участников оценить процент «студентов колледжей в целом», подпадающих под каждую категорию.

Как и предсказывала гипотеза исследователей, участники с определенными чертами с большей вероятностью считали эти черты обычными; однако это явление было сильнее в одних категориях, чем в других.

Наиболее сильно это явление произошло с пунктами, касающимися политических ожиданий, а также личных качеств и взглядов и личных проблем.

Пункты, относящиеся к личным предпочтениям, личным характеристикам, личным ожиданиям и личным действиям, показали меньшую поддержку гипотезы ложного консенсуса.

Исследования 3 и 4

Наконец, в третьем и четвертом исследованиях, проведенных Ross et al. (1977) исследователи попросили участников поработать с другой конфликтной ситуацией.

В первом эксперименте исследователи попросили участников прочитать о гипотетической ситуации и указать, какой из двух поведенческих вариантов они выберут, и личности «типичного человека», который примет то или иное решение.

Между тем, в четвертом исследовании участники действительно столкнулись с конфликтной ситуацией, описанной в исследовании 3. Они снова оценили черты людей, с которыми столкнулись.

В одной из таких ситуаций исследователи рассказали об исследовании, в котором участникам, которые должны были участвовать в психологических исследованиях, предлагалось носить доску для сэндвичей с надписью «Ешь у Джо» или «Покайся» и отмечать, кто с ними разговаривал и были ли их ответы положительными. отрицательное или нейтральное.

Участники могли либо выбрать, либо отказаться от участия. Как и в первом исследовании, участников спросили, какой процент, по их мнению, будет носить доску для сэндвичей, и охарактеризовать черты тех, кто откажется ее носить.

В варианте исследования 4 этой ситуации исследователи в частном порядке спрашивали участников об их выборе: носить знак или отказаться от эксперимента.

Ранее они заполнили анкету с указанием «нравится и не нравится» (Ross et al., 1977).

В очередной раз исследователи обнаружили, что эффект ложного консенсуса проявлялся как у испытуемых, которые столкнулись с гипотетической ситуацией в исследовании 3, так и с реальной конфликтной ситуацией в исследовании 4.

Те, кто отказался носить знак, думали, что их выбор был относительно обычным, а те, кто согласился носить знак, считали, что их ответ был обычным, независимо от сообщения на знаке.

Также в соответствии с гипотезой ложного консенсуса участники, которые согласились носить знак, имели тенденцию делать более сильные выводы о личности тех, кто согласился носить знак, и наоборот.

Рекомендации

Бакши, Э., Мессинг, С., и Адамик, Л.А. (2015). Воздействие идеологически разных новостей и мнений на Facebook. Наука, 348(6239), 1130-1132.

Банкер, Си Джей, и Варнум, MEW (2021). Насколько сильна связь между использованием социальных сетей и ложным консенсусом? Компьютеры в человеческом поведении, 125, 106947. doi: https://doi.org/10.1016/j.chb.2021.106947.

Кэмерон, Н., и Магаре, А. (1951). Патология поведения.

Кеттелл, РБ (1944). Проектирование и проектирование проективных тестов личности. Характер и личность; Ежеквартальный журнал психодиагностических и смежных исследований.

Чой, И., и Ча, О. (2019). Межкультурное исследование эффекта ложного консенсуса. Границы в психологии, 10, 2747.

Каннингем, Д. Д., Старр, П. А., и Канус, Д. Е. (1979). Я как действующее лицо, активный наблюдатель и пассивный наблюдатель: последствия для причинных атрибуций. Журнал личности и социальной психологии, 37 (7), 1146.

Хандке, Л., и Бартхауэр, Л. (2019). Хайдер (1958): Психология межличностных отношений. В ключевых работах по исследованию сетей (стр. 259-262): Springer.

Джонс, Э.Э., и Дэвис, К.Е. (1965). От поступков к диспозициям процесс атрибуции в восприятии личности. В достижениях экспериментальной социальной психологии (том 2, стр. 219-266): Elsevier.

Джонс, Э.Э., и Нисбетт, Р.Э. (1987). Актер и наблюдатель: различные представления о причинах поведения. Документ, представленный на этапе подготовки этого документа, вырос из семинара по теории атрибуции, проведенного в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе в августе 1969 года.

Левистон, З., Уокер, И., и Морвински, С. (2013). Ваше мнение об изменении климата может быть не таким распространенным, как вы думаете. Изменение климата природы, 3(4), 334-337.

Маркс, Г., и Миллер, Н. (1987). Десять лет исследований эффекта ложного консенсуса: эмпирический и теоретический обзор. Психологический вестник, 102(1), 72.

Росс Л., Грин Д. и Хаус П. (1977). «Эффект ложного консенсуса»: эгоцентрическая предвзятость в процессах социального восприятия и атрибуции. Журнал экспериментальной социальной психологии, 13 (3), 279-301.

Дальнейшая информация

Батлер, Дж. В., Джулиано, П., и Стью, Л. (2015). Доверие, ценности и ложный консенсус. Международное экономическое обозрение, 56(3), 889-915.

Росс Л., Грин Д. и Хаус П. (1977). «Эффект ложного консенсуса»: эгоцентрическая предвзятость в процессах социального восприятия и атрибуции. Журнал экспериментальной социальной психологии, 13 (3), 279-301.

Оцените статью
РАЗУМ И ЧУВСТВА
Добавить комментарий