Диатез-стрессовая модель — РАЗУМ И ЧУВСТВА

Диатез-стрессовая модель

Термин «диатез» происходит от греческого слова «расположение» («диатез»). В контексте модели диатез-стресс эта предрасположенность является фактором, повышающим вероятность того, что у человека разовьется расстройство после стрессового жизненного события.

Диатез может принимать форму биологического фактора, такого как аномальные изменения в одном или нескольких генах. Но другие виды факторов, даже если они не запрограммированы генетически, также могут считаться диатезами, если они формируются рано и остаются стабильными на протяжении всей жизни человека.

Например, травматические ранние жизненные переживания, такие как потеря родителя, могут выступать в качестве давней предрасположенности к психологическому расстройству. Кроме того, такие черты личности, как высокий невротизм, иногда также называют диатезами.

Наконец, диатезы могут быть ситуационными факторами — например, проживание в семье с низким доходом или наличие родителя с психическим заболеванием (Теодор, 2020).

Некоторые из этих факторов могут иметь большее значение для одних психологических расстройств по сравнению с другими (например, определенные генетические вариации могут повышать риск развития депрессии, но не шизофрении).

Важно отметить, что не все диатезы одинаковы. Например, некоторые генетические вариации лишь незначительно увеличивают риск психического расстройства у человека, в то время как другие увеличивают риск существенно.

В результате в модели диатез-стресс разные диатезы вызывают разные реакции на стресс.

Чтобы осмыслить это, рассмотрим «аналогию с чашкой». Представьте себе несколько чашек, каждая из которых наполнена разным количеством шариков; когда в эти чашки наливают воду, чашки с большим количеством шариков легче переполняются.

Диатезы подобны мрамору, а стресс подобен воде: чем сильнее диатез, тем меньше требуется стресса, чтобы вызвать «переполнение» (т. е. породить психическое заболевание) (Теодор, 2020).

Оглавление

Диатез-стрессовая модель

 Модель диатез-стресс — это концепция в психиатрии и психопатологии, которая предлагает теорию возникновения психологических расстройств.

Он вмешивается в дебаты о «природе и воспитании» в психопатологии — вызваны ли расстройства преимущественно врожденными биологическими факторами («природа») или социальными и ситуационными факторами («воспитание») — путем объяснения того, как они могут совпадать. в возникновении расстройства.

Согласно модели диатез-стресс, для возникновения психологического расстройства необходимо, во-первых, наличие диатеза или врожденной предрасположенности к этому расстройству у человека, а во-вторых, стресс или совокупность сложных жизненных обстоятельств, которые затем запускают развитие расстройства.

Кроме того, людям с большей врожденной предрасположенностью к расстройству может потребоваться меньший стресс для запуска этого расстройства, и наоборот.

Таким образом, модель диатез-стресс объясняет, как психологические расстройства могут быть связаны как с природой, так и с воспитанием, и как эти два компонента могут взаимодействовать друг с другом (Broerman, 2017).

Модель диатез-стресс представляет собой современное развитие давних споров о причинах психических заболеваний. Эти дебаты начались еще в Древней Греции и Риме, когда теории включали дисбаланс телесных жидкостей и взаимодействие с дьяволом.

Позже это переросло в дискуссию «природа против воспитания». К концу 20 века стало ясно, что природа взаимодействует с воспитанием, вызывая расстройство, и на первый план вышла модель диатез-стресс (Теодор, 2020).

Модель оказалась полезной для объяснения того, почему у некоторых людей с биологической предрасположенностью к психическим заболеваниям не развивается расстройство и почему некоторые люди, живущие в стрессовых жизненных обстоятельствах, тем не менее остаются психологически здоровыми.

Это также открыло двери для исследований защитных факторов: положительных элементов, которые противодействуют последствиям диатеза и стресса, чтобы предотвратить возникновение расстройства. Наконец, она оказалась особенно полезной в контексте конкретных расстройств, таких как шизофрения и депрессия.

Диатез и стрессовые взаимодействия

Согласно модели диатез-стресс, диатез взаимодействует со стрессом, вызывая психическое заболевание. В этом контексте «стресс» — это общий термин, который охватывает любое жизненное событие, нарушающее психологическое равновесие человека — его нормальное, здоровое регулирование мыслей и эмоций.

В модели диатез-стресс считается, что эти сложные жизненные события взаимодействуют с врожденными предрасположенностями людей, вызывая психологические расстройства на поверхность.

Стресс проявляется во многих различных формах. Это может быть единичное травмирующее событие, например, смерть близкого родственника или друга. Но стресс также может быть постоянной проблемой в жизни, такой как хроническая болезнь или оскорбительные отношения.

Это может быть даже более приземленным, что мы обычно имеем в виду, когда говорим о «стрессе» — например, беспокойство на работе или в школе (Теодор, 2020). В любом случае эти события или ситуации могут сильно повлиять на индивидуальную психологию и, взаимодействуя с диатезом, спровоцировать психическое заболевание.

Роль стресса в модели диатез-стресс имеет нюансы. С одной стороны, некоторые жизненные обстоятельства могут представлять собой как диатез, так и стресс. Например, ребенок, родитель которого страдает психическим заболеванием, может быть как генетически предрасположен к этому заболеванию, так и испытывать стресс из-за состояния своего родителя (Теодор, 2020).

Во-вторых, время стресса в течение жизни человека может иметь важное значение; считается, что некоторые расстройства имеют «окна уязвимости», во время которых они, скорее всего, будут вызваны стрессовыми жизненными событиями (Lokuge, 2011).

Кроме того, стрессу могут противодействовать позитивные жизненные обстоятельства, называемые защитными факторами, которые снижают вероятность возникновения расстройства в ответ на стресс.

Наконец, считается, что разные стрессы играют разную роль при психических расстройствах — иными словами, определенная форма стрессового жизненного события может играть особенно заметную роль при депрессии, шизофрении и т. д. Последние два момента будут рассмотрены в следующих разделах. .

Защитные факторы

Точно так же, как в жизни могут быть негативные элементы, которые делают возникновение психологического расстройства более вероятным, также могут быть и позитивные элементы, которые делают возникновение расстройства менее вероятным. Эти положительные элементы называются защитными факторами.

Защитные факторы помогают объяснить, почему некоторые люди, страдающие как значительными диатезами, так и стрессами, тем не менее остаются психологически здоровыми — в этих случаях защитные факторы предотвращают выход расстройства на поверхность (Theodore, 2020).

Защитными факторами могут быть условия, то есть благоприятные жизненные обстоятельства, предохраняющие от психических заболеваний. Они также могут быть атрибутами: чертами или поведением человека, которые делают его более устойчивым к психологическим расстройствам («Защитные факторы»).

Условия, которые действуют как защитные факторы, включают сильную родительскую и социальную поддержку и помощь психотерапевтов или консультантов. Атрибуты, которые действуют как защитные факторы, включают социальную и эмоциональную компетентность и использование здоровых стратегий выживания и методов управления стрессом (Теодор, 2020).

Сама по себе модель диатез-стресс не обязательно включает защитные факторы при оценке причин психологических расстройств.

В результате в последние годы модель была обновлена ​​с учетом защитных факторов. Эту обновленную модель иногда называют моделью стресс-уязвимость-защитные факторы (Теодор, 2020).

Примеры

Модель диатез-стресс оказалась полезной для выяснения причин конкретных психологических расстройств. Одной из областей, где модель имела значительный успех, является шизофрения, заболевание, имеющее как генетические, так и экологические причины.

Хотя шизофрения имеет сильный генетический компонент, некоторые люди с генетической предрасположенностью к этому расстройству, тем не менее, остаются здоровыми.

В результате многие психиатры в настоящее время придерживаются точки зрения, что шизофрения требует генетической предрасположенности в сочетании со стрессом в более позднем возрасте, который затем запускает возникновение расстройства.

Некоторые исследователи также выдвинули нейрогенную модель шизофрении «диатез-стресс», в которой они пытаются объяснить, как изменения мозга, возникающие в результате диатеза и стресса, вызывают расстройство (Jones and Fernyhough, 2007).

Таким образом, модель диатез-стресс хорошо объясняет происхождение шизофрении и даже подтверждается данными неврологии.

Модель диатез-стресс также использовалась для объяснения происхождения депрессии. Как и в случае с шизофренией, были идентифицированы генетические факторы риска депрессии, но не у всех людей с этими факторами риска развивается это расстройство.

Согласно диатезно-стрессовой модели депрессии, стрессовые жизненные события взаимодействуют с генетической предрасположенностью, вызывая депрессивные симптомы.

Эта модель депрессии была подтверждена исследованиями — исследование показало, что существует эффект взаимодействия между генетическими факторами риска депрессии и баллами по перечню стрессовых жизненных событий при прогнозировании симптомов депрессии (Colodro-Conde et al., 2018).

Модель также оказалась полезной для объяснения суицидального поведения. Ранние модели суицидального поведения, как правило, были сосредоточены исключительно на стрессе, что не могло объяснить, почему некоторые люди, подвергающиеся сильному стрессу, тем не менее воздерживаются от участия в суицидальном поведении.

Поскольку суицидальное поведение, вероятно, также зависит от взаимодействия между генетическими и ранними детскими предрасположенностями и стрессом в более позднем возрасте, исследователи предположили, что в усилиях по лечению и профилактике суицидального поведения следует использовать модель диатез-стресс (van Heeringen, 2012).

Разные психологические расстройства имеют разные причины. Некоторые могут больше полагаться на жестко запрограммированную предрасположенность, в то время как другие могут лучше реагировать на стрессовые события в более позднем возрасте.

Тем не менее было показано, что модель диатез-стресс имеет широкое применение во многих областях психиатрии.

Он предлагает мощное объяснение того, как природа и воспитание могут объединиться, чтобы вызвать психическое заболевание, столь необходимое продвижение по сравнению с более ранними теориями, которые считали то или другое полностью определяющим.

Рекомендации

Броерман, Р. (2017). Диатез-стрессовая модель. В В. Зейглер-Хилл и Т. К. Шакелфорд (ред.), Энциклопедия личности и индивидуальных различий (стр. 1–3). Издательство Springer International. https://doi.org/10.1007/978-3-319-28099-8_891-1

Колодро-Конде, Л., Куви-Дюшен, Б., Чжу, Г., Ковентри, В.Л., Бирн, Э.М., Гордон, С., Райт, М.Дж., Монтгомери, Г.В., Мэдден, П.а. Ф., Рабочая группа по тяжелому депрессивному расстройству Консорциума психиатрической геномики, Рипке, С., Ивз, Л.Дж., Хит, А.С., Рэй, Н.Р., Медланд, С.Е., и Мартин, Н.Г. (2018). Прямая проверка модели диатез-стресс на депрессию. Молекулярная психиатрия, 23 (7), 1590–1596. https://doi.org/10.1038/mp.2017.130

ДИАТЕЗ | Значение и определение для британского английского | Lexico.com. (й). Лексико-словари | Английский. Получено 23 февраля 2022 г. с https://www.lexico.com/definition/diathesis.

Джонс, С.Р., и Фернихоу, К. (2007). Новый взгляд на модель нервного диатеза и стресса при шизофрении: первенство социально-оценочных и неконтролируемых ситуаций. Бюллетень шизофрении, 33 (5), 1171–1177. https://doi.org/10.1093/schbul/sbl058

Локуге, С., Фрей, Б.Н., Фостер, Дж.А., Соарес, К.Н., и Штайнер, М. (2011). Депрессия у женщин: окна уязвимости и новое понимание связи между эстрогеном и серотонином. Журнал клинической психиатрии, 72 (11), e1563-1569. https://doi.org/10.4088/JCP.11com07089

Защитные факторы для улучшения благополучия и предотвращения жестокого обращения с детьми и безнадзорности — информационный портал о благополучии детей. (й). Получено 23 февраля 2022 г. с https://www.childwelfare.gov/topics/preventing/promoting/protectfactors/.

Теодор. (2020, апрель). Модель диатез-стресс (определение + примеры). Получено с https://practicalpie.com/diathesis-stress-model/.

ван Херинген, К. (2012). Стресс-диатезная модель суицидального поведения. В И. Двиведи (ред.), Нейробиологическая основа самоубийства. CRC Press / Тейлор и Фрэнсис. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK107203/

Уокер, Э.Ф., и Дифорио, Д. (1997). Шизофрения: модель нервного диатеза-стресса. Психологический обзор, 104(4), 667.

Оцените статью
РАЗУМ И ЧУВСТВА
Добавить комментарий