Теория процесса оппонента эмоций и мотивационных состояний Ричарда Соломона — РАЗУМ И ЧУВСТВА

Теория процесса оппонента эмоций и мотивационных состояний Ричарда Соломона

Мотивация

Ричард Соломон разработал эту мотивационную теорию, опираясь на то, как он рассматривал и изучал противоположные процессы.

Что такое теория процесса-оппонента эмоций?

Теория процесса оппонента (ТПО) объясняет, как за первичной или начальной реакцией на эмоциональное событие следует противоположное эмоциональное состояние. То есть за каждым процессом, который имеет аффективный баланс (процесс либо отрицательный, либо положительный) впоследствии следует непосредственный вторичный, «противоположный процесс».

Этот противоположный процесс начинается только после того, как первоначальный первичный А-процесс перестает вызывать первоначальный эмоциональный опыт и связанные с ним чувства. Самое главное, что следует отметить — это то, что при повторном воздействии противоположный процесс усиливается, а первоначальный первичный процесс с течением времени ослабевает.

Одним из наиболее распространенных примеров этого являются острые ощущения от катания на американских горках. Первоначальный опыт может показаться ошеломляющим и пугающим (что приводит к отрицательной эмоциональной реакции, такой как чувство беспокойства или страха), но как только происходит фактическое событие, люди, как правило, хотят испытать острые ощущения еще раз.

Как это работают А- и Б- процессы

Важный аспект в этой теории — как отрицательные эмоциональные реакции могут каким-то образом в конечном итоге превратиться в положительные.

Эта теория противоположных процессов основывается на следующем: процесс-А активируетcя эмоциональным событием, которое запускает противоположный процесс-Б, непосредственно связанный с только что произошедшим событием. Именно этот Б-процесс порождает противоположное эмоциональное состояние.

После многократного воздействия одного и того же эмоционального события начальная реакция А-процесса (которая изначально была связана с положительными эмоциональными реакциями) ослабевает, тогда как реакция Б-процесса усиливается.

Например, изначально приятный опыт, такой как влюбленность иногда вызывает негативные реакции и чувства: ревность, замкнутость или одиночество. Это происходит потому, что с течением времени может измениться не только стимул, изначально вызвавший чувства, связанные с этим опытом, но и окружающие его обстоятельства.

Другой пример, когда изначально негативный или опасный для жизни опыт (прыжки с парашютом или скалолазание) может уступить позитивному опыту. Это связано с тем, что отрицательный стимул, первоначально связанный с опасностью, становится все слабее и слабее при повторении указанной деятельности.

На самом деле говорят, что отрицательные чувства заменяются положительными эмоциональными переживаниями — облегчение и радость, которые приходят после того, как человек пережил такое испытание, заменяют установленные первоначальные предвзятые представления.

В результате этого способ рассмотрения этой теории обычно используется для объяснения загадочных поведенческих тенденций, связанных не только с аддиктивным поведением, но и с отказом от указанного поведения и переживаний, связанных с этим действием.

Пример 1. Влюбленность

Когда вы влюбляетесь, первоначальное счастье, вызванное определенным стимулом со временем изменится.

Это происходит по двум причинам:

  1. Человек, вызвавший такую ​​реакцию, может измениться как во внешности, так и в манерах.
  2. Когда первоначальный «кайф» от влюбленности становится не таким сильным, обычно происходит изменение эмоциональной реакции, несмотря на то, что стимул остается прежним.

Проще всего это увидеть на примере пожилой пары. Любовь между этими двумя людьми может быть настоящей. Но было бы удивительно, если реакция не изменилась, после столь долгого совместного проживания.

Еще один пример — это наблюдение тревоги разлуки в межличностных отношениях.

Подумайте о младенце с его матерью. Как только мать выходит из комнаты или уходит куда-либо еще, младенец, скорее всего, жаждет первоначальной эмоциональной реакции, которая была вызвана пребыванием с матерью.

Пример 2. Употребление наркотиков

То, к чему в основном относится наркомания, является прямым результатом нежелательного сочетания между фактическим «кайфом» или кайфом, который испытывается от употребления наркотиков, и последующими эмоциональными симптомами, связанными с абстиненцией, которые приходят с завершением опыта.

Первоначальное «высокое» переживание, очень сильное, со временем ослабевает при продолжении употребления наркотика.

Напротив, чувство отмены (желание снова принять наркотик) усиливается по мере того, как больше употребляется наркотик.

На начальных этапах употребления наркотика кайф или «кайф» доставляют гораздо больше удовольствия, чем тот кайф, который приходит при регулярном употреблении наркотика.

Наоборот, абстинентный синдром из-за неиспользования наркотика вначале очень слаб, но как только употребление наркотиков становится обычным явлением, последствия абстиненции становятся гораздо более серьезными.

Это объясняет, почему наркоманию так трудно преодолеть — первоначальный кайф, который возник от первого употребления наркотика, будет уменьшаться (при продолжительном употреблении) и, таким образом, потребует от потребителя большего потребления, чтобы достичь исходной эмоциональной положительной реакции.

Не только это, но и негативные последствия абстиненции растут вместе с зависимостью от употребления наркотиков, что приводит к тому, что наркотик становится необходимостью для благополучия или функционирования этого человека.

Пример 3. Прыжки с парашютом

Опыт, который заставляет многих дрожать от страха, прежде чем принять в нем участие.

В конце концов происходит то, что — учитывая сильный страх и тревогу, испытанные заранее — чувство того, что он выжил, становится почти эйфорическим.

В результате, как только человек превращает занятие в то, что он часто делает, большинство прыгунов перестают бояться.

То, что в конечном итоге происходит, на самом деле совершенно противоположное; Возникающее в результате ощущение после успешного прыжка с парашютом предназначено для подражания и заставляет людей продолжать искать острые ощущения, а не ассоциировать это действие с негативными эмоциональными реакциями.

Пример 4. Сдача крови

Сначала люди сообщают о том, что испытывают тревогу и нервозность перед тем, как начать процесс сдачи крови.

Однако после того, как фактическая задача выполнена, люди сообщают, что испытывают чувство облегчения.

Удивительно, но исследование показало, что через некоторое время (как только человек привыкает к опыту донорства крови) люди, как правило, не испытывают тех же чувств, когда собираются сдать кровь; скорее, они на самом деле испытывают теплые и положительные эмоции после того, как испытание закончилось.

Последствия теории

Главный вывод этой теории состоит в том, что существуют разные типы эффектов, которые объясняются одним простым механизмом.

Полезность самой теории объясняется этим, и из этой теории психологи делают вывод, что первоначальная эмоциональная реакция человека, вызванная стимулирующим событием, не обязательно может оставаться в качестве объяснения того, почему поведение не изменилось.

Лучшим примером этого является брак; подумайте о паре, которая очень быстро влюбилась. Сначала мотивом для сохранения этих отношений была любовь, но со временем есть вероятность, что пара предпочтет остаться вместе, чтобы не разлучать детей или не чувствовать себя одиноко.

Первоначальный стимул и вызванная им реакция не совпадают, несмотря на то, что ситуация (в данном случае брак) остается неизменной.

Теория процесса оппонента предполагает, что со временем у людей может появиться мотивация оставаться в подобных отношениях или в подобной ситуации из-за того, что они избегают худшего сценария. Другим примером этого может быть алкоголик.

Поначалу первоначальная привлекательность употребления алкоголя может быть связана с «кайфом» или высоким опытом от него, но по мере того, как сопротивление растет с увеличением потребления алкоголя, испытываемый кайф становится меньше.

Отказ от пьянства, тем не менее, остается – и подобно тому, как одиночество или другие факторы продлевают брак, страх перед тем, что придется иметь дело с тем, что он не пьян и не имеет никакого кайфа, становится мотиватором для пьянства, а не первоначальный стимул, который был вызван этой деятельностью.

Интересно, что ситуация меняется, когда дело доходит до отрицательных эмоций.

Некоторые из этих негативных эмоциональных состояний, такие как страх и тревога, могут быть вызваны нерешительной попыткой достичь последующих положительных эмоциональных ощущений после выполнения вызывающей стресс задачи.

Это становится в некотором смысле ироничным: первоначальное удовольствие порождает поведенческие тенденции, которые затем регулируются мотивацией избегания, и заставляет людей преследовать первоначальные негативные эмоции, такие как страх, в попытке достичь мотивации приближения.

Противники теории процессов оппонентов

Хотя Соломон добился больших успехов в своих исследованиях, некоторые исследователи в области психологии не согласны с теорией процесса оппонента Соломона.

Главный пункт разногласий заключается в том, что исследователи не обязательно согласны с тем, что после многократного воздействия стимула реакция отмены будет усиливаться.

Эти примеры употребления наркотиков или отношений хорошо демонстрируют теорию Соломона, но они не учитывают внешние факторы и не ставят вопрос о множественных переживаниях, вызывающих множественные эмоциональные реакции.

Что, если человек или опыт вызывают множественные реакции — как можно определить достоверность ОПТ, если сам человек не уверен, что вызывает у него эти эмоциональные реакции?

Лучший способ наблюдать за этой теорией — это хороший способ объяснить поведение людей, но помните, что множественные психологические реакции нелегко охватить, и поэтому эту теорию не следует воспринимать как абсолютную.

В игру вступают различные процессы и эмоциональные реакции, причем на происходящее могут влиять многочисленные факторы.

Лучший способ использовать OPT — помнить, что эмоции и мотивация в психологии постоянно меняются, и их трудно применить на практике с точки зрения определения происхождения того, почему люди чувствуют себя так.

Дальнейшая информация

Соломон, Р.Л. (1980). Теория приобретенной мотивации против процесса: издержки удовольствия и преимущества боли. Американский психолог, 35(8), 691.

Хурвич, Л.М., и Джеймсон, Д. (1957). Теория противоположного процесса цветового зрения. Психологический обзор, 64(6p1), 384.

Соломон, Р.Л., и Корбит, Д.Д. (1974). Теория мотивации против процесса: I. Временная динамика аффекта. Психологический обзор, 81(2), 119.

Рекомендации

Бресин, К., Гордон, К.Х., Бендер, Т.В., Гордон, Л.Дж., и Джойнер, Т.Е. (2010). Нет боли, нет изменений: уменьшение предшествующего негативного аффекта после физической боли. Мотивация и эмоции, 34 (3), 280-287

Соломон, Р.Л. (1980). Теория процесса оппонента приобретенной мотивации: затраты на удовольствие и выгоды от боли. Американский психолог, 35 , 691-712.

Соломон, Р.Л., и Корбит, Д.Д. (1974). Теория мотивации против процесса: I. Временная динамика аффекта. Психологический обзор, 81 , 119-145.

Оцените статью
РАЗУМ И ЧУВСТВА
Добавить комментарий