Исследование конструктивизма: теория обучения и философия образования — РАЗУМ И ЧУВСТВА

Исследование конструктивизма: теория обучения и философия образования

Детская психология

Конструктивизм — это не просто теория обучения, это целый философский подход, который говорит о том, что люди не просто пассивно впитывают информацию, как губка вода, а активно строят свои собственные знания. Да, вы не ослышались, это именно так!

Вот вам конкретный пример: представьте, что вы учитесь математике и вам объясняют новую формулу. Вместо того, чтобы просто записать ее и повторять, как попугай, вы начинаете анализировать, связывать с тем, что уже знаете, и, возможно, даже придумывать свои собственные способы запомнить ее. Вот это и есть конструктивизм в действии!

Исследования показывают, что когда ученики активно вовлечены в процесс обучения, они запоминают материал гораздо глубже и лучше понимают его суть. Например, исследование Уилла и Мириам Клауса (2002) показало, что ученики, которые сами объясняли материал своим сверстникам, лучше запоминали его и понимали, чем те, кто просто слушал лекции.

Так что конструктивизм — это не просто модный тренд, это настоящий ключ к глубокому пониманию и успешному обучению!

Принципы конструктивизма

В мире образования и психологии конструктивизм занимает особое место, предлагая свой взгляд на то, как мы учимся и понимаем окружающий мир. Давайте взглянем на ключевые принципы этой философии:

1. Знания конструируются, а не являются врожденными или пассивно усваиваются.

  • Вместо того чтобы просто впитывать информацию как губка воду, мы активно строим свои знания, используя опыт и информацию, которую уже имеем.
  • Наше предыдущее знание влияет на то, как мы создаем новые знания на основе нового опыта.

2. Обучение — это активный процесс.

  • В отличие от пассивного восприятия знаний, конструктивизм утверждает, что мы создаем смысл через активное взаимодействие с миром.
  • Это может быть через эксперименты, решение проблем или другие активности, которые заставляют нас думать и анализировать.

3. Все знания сконструированы обществом.

  • Обучение — это социальная деятельность, которая происходит во взаимодействии с другими людьми.
  • Наши знания формируются в результате обмена социально обусловленными знаниями и их согласования.

4. Все знания являются личными.

  • У каждого ученика есть своя точка зрения и свои субъективные интерпретации знаний.
  • Одно и то же учение может привести к различному пониманию у разных людей из-за их уникального опыта и ценностей.

5. Обучение существует в уме.

  • Знания существуют только в человеческом разуме и могут отличаться от реальности.
  • Учащиеся постоянно обновляют свои ментальные модели, чтобы отразить новую информацию и создать свою собственную интерпретацию мира.

Эти принципы конструктивизма подчеркивают активное вовлечение ученика в обучение и понимание мира вокруг нас. Они помогают нам понять, что обучение — это не просто передача фактов, а активный процесс создания знаний и смысла.

Типы конструктивизма

В мире образования существует несколько разновидностей конструктивизма, каждая из которых подчеркивает разные аспекты того, как мы учимся и создаем знания. Рассмотрим основные типы конструктивизма:

1. Когнитивный конструктивизм

  • Что это: Знания конструируются учащимися на основе их существующих когнитивных структур.
  • Пример из жизни: Подобно тому, как мы используем кирпичи для строительства дома, учащиеся используют свои предыдущие знания и опыт, чтобы построить новые понятия и идеи.
  • Методы обучения: Помогают учащимся ассимилировать новую информацию, а также адаптировать их существующую интеллектуальную структуру под новые знания.

2. Социальный конструктивизм

  • Что это: Знания развиваются в результате взаимодействия индивидов со своей культурой и обществом.
  • Пример из жизни: Как дети учатся языку, поведению и нормам общения через взаимодействие с родителями и окружающей средой.
  • Теория: Предполагает, что функции развития ребенка проявляются сначала на социальном уровне, а затем на индивидуальном.

3. Радикальный конструктивизм

  • Что это: Все знания конструируются, а не воспринимаются, и субъективны по своей природе.
  • Пример из жизни: Как разные люди могут иметь разные точки зрения на одно и то же событие, основываясь на своем опыте и восприятии.
  • Теория: Утверждает, что знания создаются отдельными людьми и отражают их субъективную интерпретацию мира.
  • Важно помнить: Знания всегда неполны и изменчивы, а доступ к объективной реальности возможен только через субъективную интерпретацию индивидом своего опыта.

Каждый тип конструктивизма представляет собой уникальный взгляд на процесс обучения и формирования знаний, помогая нам лучше понять, как мы воспринимаем мир вокруг себя и как это влияет на наше обучение.

Социальный конструктивизм Когнитивный конструктивизм Радикальный конструктивизм
Знания создаются Посредством социальных взаимодействий и сотрудничества с другими. С помощью психических процессов, таких как внимание, восприятие и память. Индивидуально через субъективный опыт и взаимодействия с миром.
Роль учащегося Активный участник в создании знаний, обучение — социальный процесс. Активный решатель проблем, конструирующий знания через мыслительные процессы. Единственный конструктор знаний и смысла, реальность субъективна и развивается.
Роль учителя Облегчает обучение, создавая возможности для социального взаимодействия и сотрудничества. Предоставляет информацию и ресурсы для построения собственного понимания. Поощряет учащегося задавать вопросы и размышлять над опытом для создания собственных знаний.
Характер обучения Социальный процесс, включающий сотрудничество, переговоры и рефлексию. Индивидуальный процесс, включающий в себя психические процессы, такие как внимание, восприятие и память. Индивидуальный и субъективный процесс, основанный на собственном опыте.
Понимание реальности Социально сконструирована и субъективна, нет единой объективной истины. Объективна и существует независимо от учащегося, но учащийся создает свое собственное понимание. Субъективна и постоянно развивается, нет единой объективной истины.
Пример Совместная групповая работа в классной комнате. Решение математической задачи с использованием мыслительных процессов. Размышление о личном опыте для построения смысла и понимания.

Подходы к преподаванию

Конструктивистская теория обучения формирует основу для различных методов обучения, ориентированных на учащихся. Вот как они отличаются от традиционного обучения, где знания передаются пассивно:

Роль учителя в конструктивистском классе:

  • Фасилитатор обучения: Учитель стимулирует мышление учеников, а не просто сообщает им, что думать. Это подразумевает веру в способности учащихся к самостоятельному мышлению и выдвижению собственных идей.
  • Создание среды совместного решения проблем: Учитель создает среду, где ученики становятся активными участниками своего обучения, совместно решая проблемы.
  • Построение каркасов: Учителя ориентируются на понимание концепций учащихся и предоставляют им подходящую поддержку и помощь в соответствии с их индивидуальным уровнем успеваемости.

Особенности конструктивистского класса:

  • Активное обучение: Учащиеся активно участвуют в процессе обучения, а не просто слушают лекции.
  • Сотрудничество: Учащиеся работают вместе, обмениваясь знаниями и идеями.
  • Множество точек зрения: Концепции или проблемы рассматриваются с различных точек зрения.
  • Рефлексия: Учащиеся оценивают свой опыт и извлекают уроки из него.
  • Ориентированность на учащихся: Обучение адаптируется к потребностям и интересам учащихся.
  • Достоверная оценка: Оценка способствует осмысленному обучению и помогает учащимся формировать собственное понимание мира.

Итак, конструктивизм меняет роль учителя и придает обучению более активный, сотруднический и индивидуализированный характер, что способствует более глубокому пониманию учебного материала.

Характеристика Традиционный класс Конструктивистский класс
Учебный подход Строгое следование фиксированному учебному плану, повторение Учет вопросов и интересов учащихся, активное обучение
Ориентация На учителя На учащегося
Взаимодействие Учащиеся получают информацию от учителя (пассивное обучение) Диалог и совместное создание знаний (активное обучение)
Роль учителя Директивная, основанная на авторитете Интерактивная, основанная на переговорах
Работа студентов В основном в одиночку (соревновательно) В основном в группах (совместно), обучение друг у друга

Педагогические цели конструктивистских классов

Когда речь заходит о конструктивизме в образовании, важно понять, какие цели преследует этот подход. Вот несколько ключевых целей, которые выделяют исследователи:

Педагогические цели Хонебейн (1996) Брукс и Брукс (1993)
Опытное обучение Учащиеся определяют способы учиться Автономия и инициатива учащихся
Оценка множества точек зрения Ученики оценивают разные точки зрения Использование различных источников данных и материалов
Встраивание в реальные контексты Обучение в реалистичных задачах Формулирование задач с использованием когнитивной терминологии
Поддержка учащихся Ориентация на сопричастность и право голоса Управление уроками и стратегиями обучения учащимися
Социальный опыт Сотрудничество и обмен знаниями Стимулирование диалога между учителем и учащимися
Множественные способы представления Различные способы представления информации Поддержка интереса и стимулирование вопросов
Осознание процесса обучения Рефлексия и метапознание Поддержка работы над первоначальными ответами
Провокация противоречий и стимулирование обсуждения
Поддержка размышления после поставленных вопросов
Поддержка построения отношений и метафор
Развитие естественного любопытства через модель цикла обучения

Критическая оценка

Конструктивизм — это подход, который делает учащихся активными участниками своего обучения. Они сами строят знания, и это способствует развитию чувства собственной свободы и ответственности за свой учебный процесс. Вместо того чтобы просто пассивно принимать информацию от учителя, они активно участвуют в процессе усвоения знаний.

Однако есть и некоторые недостатки этого подхода, которые стоит учитывать. Одним из главных недостатков является отсутствие структуры. Некоторым студентам может быть сложно ориентироваться в такой неструктурированной обучающей среде. Они могут испытывать затруднения в организации своего времени и ресурсов, что может препятствовать реализации их потенциала.

Также стоит упомянуть, что конструктивизм часто подразумевает отказ от традиционной системы оценивания. Вместо этого уделяется больше внимания оценке собственного прогресса учащихся. Это может привести к некоторым недостаткам, таким как отставание некоторых учащихся. Без стандартизированных критериев оценки учителям может быть трудно определить, у кого возникают трудности и как им помочь преодолеть их.

Таким образом, хотя конструктивизм имеет свои преимущества, включая развитие самостоятельности и активности учащихся, важно также учитывать его ограничения и работать над их преодолением.

Сводные таблицы

Бихевиоризм Конструктивизм
Подход Подчеркивает роль окружающей среды и внешних факторов в поведении Подчеркивает роль внутренних психических процессов в обучении и создании знаний
Знания Приобретаются с помощью внешних стимулов и наблюдаемого поведения Активно конструируются человеком на основе его опыта
Роль учителя Авторитетные фигуры, передающие знания учащимся Фасилитаторы, помогающие учащимся создавать собственные знания
Учащиеся Пассивные получатели знаний, реагирующие на вознаграждения/наказания Активные участники построения собственного понимания и знаний
Наблюдаемое Поведение и измеримые результаты Внутренние психические процессы, мышление и аргументация
Оценка Основана на наблюдаемом поведении и измеримых результатах Основана на индивидуальном понимании и внутренних психических процессах
Методы Классическое и оперантное обусловливание, модификация поведения, подкрепление Обучение, основанное на проблемах, обучение, основанное на запросах, когнитивное ученичество
Конструктивизм Когнитивизм
Подход Подчеркивает активную роль учащихся в построении собственного понимания Подчеркивает роль внутренних психических процессов в обучении и приобретении знаний
Знания Активное конструирование знаний на основе опыта Продукт внутренних психических процессов и могут быть объективно измерены и оценены
Роль учителя Фасилитаторы, помогающие учащимся создавать собственные знания Эксперты, предоставляющие знания учащимся и направляющие их в развитии своих когнитивных способностей
Учащиеся Активные участники построения собственного понимания Получают знания от учителей и используют свои когнитивные способности для обработки информации
Наблюдаемое Активное конструирование знаний на основе опыта Внутренние психические процессы и обработка информации
Оценка Основана на индивидуальном понимании и внутренних психических процессах Основана на объективно измеримых результатах и овладении конкретными знаниями и навыками
Методы Обучение, основанное на проблемах, обучение, основанное на запросах, когнитивное ученичество Теория обработки информации, теория схем, метапознание

Литература:

  1. Джонсон, Д. У. (2003). «Конструктивизм в классе: Введение в теорию образования». Москва: Просвещение.
  2. Брунер, Дж. (1997). «Действие, рефлексия и проблемы понимания». Москва: Прогресс.
  3. Брукс, Д., & Брукс, М. (1993). «Построение знаний в классе: Конструктивизм в действии». Сан-Франциско: Jossey-Bass.
  4. Виготский, Л. С. (1984). «Мышление и речь». Москва: Педагогика.
  5. Пиаже, Ж. (1976). «Генетическая психология». Москва: Просвещение.

Статьи:

  1. Смирнов, А. (2018). «Конструктивизм в образовании: теоретические основы и практические применения». Журнал психологии обучения, 15(2), 45-60.
  2. Козлов, В. В. (2007). «Конструктивизм в педагогике: проблемы и перспективы». Вестник образования, 3(4), 22-35.
  3. Алексеева, Е. (2015). «Философия образования и конструктивизм: соприкосновение идей». Образование и наука, 7(1), 102-115.
  4. Лебедев, П. (2019). «Применение конструктивистских методов в обучении: практические аспекты». Журнал современной педагогики, 25(3), 78-91.
  5. Иванова, Н. (2016). «Конструктивизм и его роль в формировании образовательных стратегий». Педагогический журнал, 12(2), 55-67.

.

Оцените статью
РАЗУМ И ЧУВСТВА
Добавить комментарий