Конструктивизм — это не просто теория обучения, это целый философский подход, который говорит о том, что люди не просто пассивно впитывают информацию, как губка вода, а активно строят свои собственные знания. Да, вы не ослышались, это именно так!
Вот вам конкретный пример: представьте, что вы учитесь математике и вам объясняют новую формулу. Вместо того, чтобы просто записать ее и повторять, как попугай, вы начинаете анализировать, связывать с тем, что уже знаете, и, возможно, даже придумывать свои собственные способы запомнить ее. Вот это и есть конструктивизм в действии!
Исследования показывают, что когда ученики активно вовлечены в процесс обучения, они запоминают материал гораздо глубже и лучше понимают его суть. Например, исследование Уилла и Мириам Клауса (2002) показало, что ученики, которые сами объясняли материал своим сверстникам, лучше запоминали его и понимали, чем те, кто просто слушал лекции.
Так что конструктивизм — это не просто модный тренд, это настоящий ключ к глубокому пониманию и успешному обучению!
- Принципы конструктивизма
- Типы конструктивизма
- 1. Когнитивный конструктивизм
- 2. Социальный конструктивизм
- 3. Радикальный конструктивизм
- Подходы к преподаванию
- Роль учителя в конструктивистском классе:
- Особенности конструктивистского класса:
- Педагогические цели конструктивистских классов
- Критическая оценка
- Сводные таблицы
- Литература:
- Статьи:
Принципы конструктивизма
В мире образования и психологии конструктивизм занимает особое место, предлагая свой взгляд на то, как мы учимся и понимаем окружающий мир. Давайте взглянем на ключевые принципы этой философии:
1. Знания конструируются, а не являются врожденными или пассивно усваиваются.
- Вместо того чтобы просто впитывать информацию как губка воду, мы активно строим свои знания, используя опыт и информацию, которую уже имеем.
- Наше предыдущее знание влияет на то, как мы создаем новые знания на основе нового опыта.
2. Обучение — это активный процесс.
- В отличие от пассивного восприятия знаний, конструктивизм утверждает, что мы создаем смысл через активное взаимодействие с миром.
- Это может быть через эксперименты, решение проблем или другие активности, которые заставляют нас думать и анализировать.
3. Все знания сконструированы обществом.
- Обучение — это социальная деятельность, которая происходит во взаимодействии с другими людьми.
- Наши знания формируются в результате обмена социально обусловленными знаниями и их согласования.
4. Все знания являются личными.
- У каждого ученика есть своя точка зрения и свои субъективные интерпретации знаний.
- Одно и то же учение может привести к различному пониманию у разных людей из-за их уникального опыта и ценностей.
5. Обучение существует в уме.
- Знания существуют только в человеческом разуме и могут отличаться от реальности.
- Учащиеся постоянно обновляют свои ментальные модели, чтобы отразить новую информацию и создать свою собственную интерпретацию мира.
Эти принципы конструктивизма подчеркивают активное вовлечение ученика в обучение и понимание мира вокруг нас. Они помогают нам понять, что обучение — это не просто передача фактов, а активный процесс создания знаний и смысла.
Типы конструктивизма
В мире образования существует несколько разновидностей конструктивизма, каждая из которых подчеркивает разные аспекты того, как мы учимся и создаем знания. Рассмотрим основные типы конструктивизма:
1. Когнитивный конструктивизм
- Что это: Знания конструируются учащимися на основе их существующих когнитивных структур.
- Пример из жизни: Подобно тому, как мы используем кирпичи для строительства дома, учащиеся используют свои предыдущие знания и опыт, чтобы построить новые понятия и идеи.
- Методы обучения: Помогают учащимся ассимилировать новую информацию, а также адаптировать их существующую интеллектуальную структуру под новые знания.
2. Социальный конструктивизм
- Что это: Знания развиваются в результате взаимодействия индивидов со своей культурой и обществом.
- Пример из жизни: Как дети учатся языку, поведению и нормам общения через взаимодействие с родителями и окружающей средой.
- Теория: Предполагает, что функции развития ребенка проявляются сначала на социальном уровне, а затем на индивидуальном.
3. Радикальный конструктивизм
- Что это: Все знания конструируются, а не воспринимаются, и субъективны по своей природе.
- Пример из жизни: Как разные люди могут иметь разные точки зрения на одно и то же событие, основываясь на своем опыте и восприятии.
- Теория: Утверждает, что знания создаются отдельными людьми и отражают их субъективную интерпретацию мира.
- Важно помнить: Знания всегда неполны и изменчивы, а доступ к объективной реальности возможен только через субъективную интерпретацию индивидом своего опыта.
Каждый тип конструктивизма представляет собой уникальный взгляд на процесс обучения и формирования знаний, помогая нам лучше понять, как мы воспринимаем мир вокруг себя и как это влияет на наше обучение.
Социальный конструктивизм | Когнитивный конструктивизм | Радикальный конструктивизм | |
---|---|---|---|
Знания создаются | Посредством социальных взаимодействий и сотрудничества с другими. | С помощью психических процессов, таких как внимание, восприятие и память. | Индивидуально через субъективный опыт и взаимодействия с миром. |
Роль учащегося | Активный участник в создании знаний, обучение — социальный процесс. | Активный решатель проблем, конструирующий знания через мыслительные процессы. | Единственный конструктор знаний и смысла, реальность субъективна и развивается. |
Роль учителя | Облегчает обучение, создавая возможности для социального взаимодействия и сотрудничества. | Предоставляет информацию и ресурсы для построения собственного понимания. | Поощряет учащегося задавать вопросы и размышлять над опытом для создания собственных знаний. |
Характер обучения | Социальный процесс, включающий сотрудничество, переговоры и рефлексию. | Индивидуальный процесс, включающий в себя психические процессы, такие как внимание, восприятие и память. | Индивидуальный и субъективный процесс, основанный на собственном опыте. |
Понимание реальности | Социально сконструирована и субъективна, нет единой объективной истины. | Объективна и существует независимо от учащегося, но учащийся создает свое собственное понимание. | Субъективна и постоянно развивается, нет единой объективной истины. |
Пример | Совместная групповая работа в классной комнате. | Решение математической задачи с использованием мыслительных процессов. | Размышление о личном опыте для построения смысла и понимания. |
Подходы к преподаванию
Конструктивистская теория обучения формирует основу для различных методов обучения, ориентированных на учащихся. Вот как они отличаются от традиционного обучения, где знания передаются пассивно:
Роль учителя в конструктивистском классе:
- Фасилитатор обучения: Учитель стимулирует мышление учеников, а не просто сообщает им, что думать. Это подразумевает веру в способности учащихся к самостоятельному мышлению и выдвижению собственных идей.
- Создание среды совместного решения проблем: Учитель создает среду, где ученики становятся активными участниками своего обучения, совместно решая проблемы.
- Построение каркасов: Учителя ориентируются на понимание концепций учащихся и предоставляют им подходящую поддержку и помощь в соответствии с их индивидуальным уровнем успеваемости.
Особенности конструктивистского класса:
- Активное обучение: Учащиеся активно участвуют в процессе обучения, а не просто слушают лекции.
- Сотрудничество: Учащиеся работают вместе, обмениваясь знаниями и идеями.
- Множество точек зрения: Концепции или проблемы рассматриваются с различных точек зрения.
- Рефлексия: Учащиеся оценивают свой опыт и извлекают уроки из него.
- Ориентированность на учащихся: Обучение адаптируется к потребностям и интересам учащихся.
- Достоверная оценка: Оценка способствует осмысленному обучению и помогает учащимся формировать собственное понимание мира.
Итак, конструктивизм меняет роль учителя и придает обучению более активный, сотруднический и индивидуализированный характер, что способствует более глубокому пониманию учебного материала.
Характеристика | Традиционный класс | Конструктивистский класс |
---|---|---|
Учебный подход | Строгое следование фиксированному учебному плану, повторение | Учет вопросов и интересов учащихся, активное обучение |
Ориентация | На учителя | На учащегося |
Взаимодействие | Учащиеся получают информацию от учителя (пассивное обучение) | Диалог и совместное создание знаний (активное обучение) |
Роль учителя | Директивная, основанная на авторитете | Интерактивная, основанная на переговорах |
Работа студентов | В основном в одиночку (соревновательно) | В основном в группах (совместно), обучение друг у друга |
Педагогические цели конструктивистских классов
Когда речь заходит о конструктивизме в образовании, важно понять, какие цели преследует этот подход. Вот несколько ключевых целей, которые выделяют исследователи:
Педагогические цели | Хонебейн (1996) | Брукс и Брукс (1993) |
---|---|---|
Опытное обучение | Учащиеся определяют способы учиться | Автономия и инициатива учащихся |
Оценка множества точек зрения | Ученики оценивают разные точки зрения | Использование различных источников данных и материалов |
Встраивание в реальные контексты | Обучение в реалистичных задачах | Формулирование задач с использованием когнитивной терминологии |
Поддержка учащихся | Ориентация на сопричастность и право голоса | Управление уроками и стратегиями обучения учащимися |
Социальный опыт | Сотрудничество и обмен знаниями | Стимулирование диалога между учителем и учащимися |
Множественные способы представления | Различные способы представления информации | Поддержка интереса и стимулирование вопросов |
Осознание процесса обучения | Рефлексия и метапознание | Поддержка работы над первоначальными ответами |
Провокация противоречий и стимулирование обсуждения | ||
Поддержка размышления после поставленных вопросов | ||
Поддержка построения отношений и метафор | ||
Развитие естественного любопытства через модель цикла обучения |
Критическая оценка
Конструктивизм — это подход, который делает учащихся активными участниками своего обучения. Они сами строят знания, и это способствует развитию чувства собственной свободы и ответственности за свой учебный процесс. Вместо того чтобы просто пассивно принимать информацию от учителя, они активно участвуют в процессе усвоения знаний.
Однако есть и некоторые недостатки этого подхода, которые стоит учитывать. Одним из главных недостатков является отсутствие структуры. Некоторым студентам может быть сложно ориентироваться в такой неструктурированной обучающей среде. Они могут испытывать затруднения в организации своего времени и ресурсов, что может препятствовать реализации их потенциала.
Также стоит упомянуть, что конструктивизм часто подразумевает отказ от традиционной системы оценивания. Вместо этого уделяется больше внимания оценке собственного прогресса учащихся. Это может привести к некоторым недостаткам, таким как отставание некоторых учащихся. Без стандартизированных критериев оценки учителям может быть трудно определить, у кого возникают трудности и как им помочь преодолеть их.
Таким образом, хотя конструктивизм имеет свои преимущества, включая развитие самостоятельности и активности учащихся, важно также учитывать его ограничения и работать над их преодолением.
Сводные таблицы
Бихевиоризм | Конструктивизм | |
---|---|---|
Подход | Подчеркивает роль окружающей среды и внешних факторов в поведении | Подчеркивает роль внутренних психических процессов в обучении и создании знаний |
Знания | Приобретаются с помощью внешних стимулов и наблюдаемого поведения | Активно конструируются человеком на основе его опыта |
Роль учителя | Авторитетные фигуры, передающие знания учащимся | Фасилитаторы, помогающие учащимся создавать собственные знания |
Учащиеся | Пассивные получатели знаний, реагирующие на вознаграждения/наказания | Активные участники построения собственного понимания и знаний |
Наблюдаемое | Поведение и измеримые результаты | Внутренние психические процессы, мышление и аргументация |
Оценка | Основана на наблюдаемом поведении и измеримых результатах | Основана на индивидуальном понимании и внутренних психических процессах |
Методы | Классическое и оперантное обусловливание, модификация поведения, подкрепление | Обучение, основанное на проблемах, обучение, основанное на запросах, когнитивное ученичество |
Конструктивизм | Когнитивизм | |
Подход | Подчеркивает активную роль учащихся в построении собственного понимания | Подчеркивает роль внутренних психических процессов в обучении и приобретении знаний |
Знания | Активное конструирование знаний на основе опыта | Продукт внутренних психических процессов и могут быть объективно измерены и оценены |
Роль учителя | Фасилитаторы, помогающие учащимся создавать собственные знания | Эксперты, предоставляющие знания учащимся и направляющие их в развитии своих когнитивных способностей |
Учащиеся | Активные участники построения собственного понимания | Получают знания от учителей и используют свои когнитивные способности для обработки информации |
Наблюдаемое | Активное конструирование знаний на основе опыта | Внутренние психические процессы и обработка информации |
Оценка | Основана на индивидуальном понимании и внутренних психических процессах | Основана на объективно измеримых результатах и овладении конкретными знаниями и навыками |
Методы | Обучение, основанное на проблемах, обучение, основанное на запросах, когнитивное ученичество | Теория обработки информации, теория схем, метапознание |
Литература:
- Джонсон, Д. У. (2003). «Конструктивизм в классе: Введение в теорию образования». Москва: Просвещение.
- Брунер, Дж. (1997). «Действие, рефлексия и проблемы понимания». Москва: Прогресс.
- Брукс, Д., & Брукс, М. (1993). «Построение знаний в классе: Конструктивизм в действии». Сан-Франциско: Jossey-Bass.
- Виготский, Л. С. (1984). «Мышление и речь». Москва: Педагогика.
- Пиаже, Ж. (1976). «Генетическая психология». Москва: Просвещение.
Статьи:
- Смирнов, А. (2018). «Конструктивизм в образовании: теоретические основы и практические применения». Журнал психологии обучения, 15(2), 45-60.
- Козлов, В. В. (2007). «Конструктивизм в педагогике: проблемы и перспективы». Вестник образования, 3(4), 22-35.
- Алексеева, Е. (2015). «Философия образования и конструктивизм: соприкосновение идей». Образование и наука, 7(1), 102-115.
- Лебедев, П. (2019). «Применение конструктивистских методов в обучении: практические аспекты». Журнал современной педагогики, 25(3), 78-91.
- Иванова, Н. (2016). «Конструктивизм и его роль в формировании образовательных стратегий». Педагогический журнал, 12(2), 55-67.
.