Введение в Гуманистический Подход в Психологии: Определение и Кейсы — РАЗУМ И ЧУВСТВА

Введение в Гуманистический Подход в Психологии: Определение и Кейсы

Мотивация

В мире психологии существует терминология, которая может иногда запутать, особенно для новичков. «Гуманистический», «гуманизм» и «гуманист» — все эти термины, на первый взгляд, кажутся похожими, но в действительности они отражают философию и подход, направленный на изучение уникальности и целостности человеческой личности. В сути своей, они описывают одно и то же явление в психологии.

Гуманистическая психология — это точка зрения, которая подчеркивает уникальность каждого человека и стремление к самореализации. Она исходит из идеи, что люди обладают свободной волей и внутренними мотивами для раскрытия своего потенциала.

Гуманистический подход возник как протест против ограничений, налагаемых бихевиористской и психодинамической психологией. Он часто называется «третьей силой» в психологии, представляя собой альтернативу традиционным подходам. Гуманизм отвергает детерминистские представления, характерные для бихевиоризма, и бессознательные силы, присущие психодинамической теории, считая их недостаточно гуманными. Вместо этого он вводит новый набор ценностей, методов исследования и подходов к психотерапии, что делает его одним из наиболее влиятельных направлений в психологии XX века.

Гуманистическая психология привнесла новые ценности в область психологии, предложила инновационные методы исследования и открыла новые перспективы в психотерапевтической практике. Это непрерывный исследовательский путь, который продолжает раскрывать глубины человеческого существования и природы.

Содержание
  1. Краткий обзор гуманистической психологии
  2. Погружение в Гуманистическую Психологию: Основные предположения
  3. Гуманистическая психология выходит из предположения, что человек обладает свободной волей.
  4. По своей сути люди добры, и в них нет ничего отрицательного или злого.
  5. Люди мотивированы к самореализации
  6. Судить о поведении следует с позиции индивидуального восприятия и субъективного опыта (феноменология)
  7. Гуманизм, как направление в психологии, подвергает сомнению научную методологию, в особенности традиционный подход к экспериментам и исследованиям в психологических лабораториях.
  8. Гуманизм утверждает, что изучение животных не проливает света на то, что делает человека уникальным. Этот подход сосредотачивается на различиях между человеческими и животными видами, подчеркивая, что человек обладает особыми качествами, которые отличают его от других существ.
  9. История развития гуманистической психологии
  10. Проблемы и дебаты в гуманистической психологии
  11. Борьба между свободной волей и детерминизмом
  12. Состязание между природой и воспитанием
  13. Борьба между холизмом и редукционизмом
  14. Борьба идиографического и номотетического подходов в психологии
  15. Достойны ли методы исследования научного признания?
  16. Оценка гуманистической психологии
  17. Сильные стороны гуманизма
  18. Ограничения в подходе
  19. Рекомендации

Краткий обзор гуманистической психологии

Ключевая особенность
Качественные исследования: Гуманистическая психология выделяется акцентом на качественном анализе данных, обогащающем понимание человеческого опыта.
Идеографический подход: Ее методы исследования ориентированы на изучение уникальных индивидуальных случаев, в то время как номотетический подход фокусируется на обобщенных закономерностях.
Личностная активность: Гуманистическая психология признает активную роль личности в процессе саморазвития и самоактуализации.
Самореализация: Считается, что каждый человек имеет врожденное стремление к максимальному раскрытию своего потенциала.
Субъективный опыт: Важный аспект гуманистической психологии — признание субъективной реальности как ключевого ориентира для понимания человеческого поведения.
Холизм: Подход, который подчеркивает важность изучения человека в целом, в контексте его окружения и культурных особенностей.
Предположения
Свобода воли: Люди обладают свободой воли, известной как личное агентство.
Уникальность личности: Каждый индивид уникален и имеет стремление к самореализации.
Изучение человека: Понимание человеческого поведения возможно только через изучение людей, а не животных.
Субъективная реальность: Субъективная реальность служит основой человеческого поведения.
Идиографический подход: Изучение индивидуальных случаев приоритетно перед обобщением на основе групповых данных.
Контекстуальный анализ: Понимание личности требует учета контекста окружающей среды.
Цель психологии: Формулировка полного описания человеческого существования и стремлений.
Методология
Качественные исследования: Акцент на методах анализа качественной информации.
Тематические исследования: Исследования, ориентированные на определенные темы или аспекты.
Неформальные интервью: Метод общения с участниками исследования без формализации процесса.
Метод Q-сортировки: Инструмент для систематизации данных и классификации ответов.
Контент-анализ: Анализ содержания текстов для выявления паттернов и тем.
Феноменологическая основа: Акцент на изучении смысла и опыта, основанного на феноменологии.
Сильные стороны
• Применение гуманистических идей в личностно-ориентированной терапии.
• Использование гуманистических концепций в образовании.
• Широкое использование иерархии потребностей Маслоу в медицинской и социальной работе.
Ограничения
• Ненаучность — некоторые концепции субъективны и не поддаются научной верификации.
• Этноцентризм — некоторые аспекты гуманистической психологии могут быть привязаны к западной культуре.
• Противоречие с детерминистскими законами науки — вера в свободу воли противопоставляется детерминистским представлениям.

Погружение в Гуманистическую Психологию: Основные предположения

Гуманистическая психология выходит из предположения, что человек обладает свободной волей.

Понятие личной свободы воли — это нечто большее, чем просто свобода выбора. Это идея о том, что у нас есть возможность формировать собственное поведение, независимо от нашего прошлого опыта или текущих обстоятельств.

Личная свобода воли касается наших решений в жизни, наших действий и их последствий. Мы свободны выбирать свой путь и стремиться к самореализации.

Хотя Карл Роджерс придает большее значение свободе воли, он также признает, что детерминизм имеет место быть, особенно в случае условной любви, которая может повлиять на наше самоощущение. Таким образом, в гуманистической психологии свобода воли и детерминизм взаимосвязаны.

У человека в основе доброта, и у него есть врожденное стремление к самосовершенствованию:

Гуманистическая психология возникла из желания взглянуть на людей с более позитивной стороны, чем это делали другие подходы, такие как психоанализ и бихевиоризм.

По своей сути люди добры, и в них нет ничего отрицательного или злого.

Следовательно, гуманистическая перспектива означает оптимистический взгляд на человеческую природу: мы рождаемся с добрыми установками, хотя в процессе жизни они могут быть искажены.

Гуманистический подход подчеркивает индивидуальное достоинство человека, важность человеческих ценностей и нашу способность к творчеству и активности.

Этот подход оптимистичен и фокусируется на благородной способности человека преодолевать трудности, страх и отчаяние.

Люди мотивированы к самореализации

Ведущие гуманистические психологи, такие как Карл Роджерс и Абрахам Маслоу, считают, что у нас врожденное стремление к росту, творчеству и любви, а также способность к самоуправлению.

maslow needs3

В глубине каждого из нас кроется стремление к психологическому росту, самосовершенствованию и удовлетворению от жизни.

Известные психологи, такие как Карл Роджерс и Абрахам Маслоу, считали, что ключевыми мотивами человека являются именно личностный рост и удовлетворение жизнью. Это означает, что каждый из нас на своем пути стремится к психологическому развитию и постоянному совершенствованию.

Тем не менее, Роджерс и Маслоу представляют разные подходы к самореализации.

По словам Маслоу, для того чтобы человек мог достичь самореализации, необходимо сначала удовлетворить его базовые потребности, такие как еда и вода. Только после этого он сможет обратить внимание на более высокие психологические и эмоциональные потребности. Этот принцип отражен в его знаменитой Иерархии Потребностей.

Согласно Роджерсу, ключевым фактором для самореализации является позитивное самооценочное отношение. Люди могут добиться этого, только если они ощущают безоговорочную поддержку и уважение со стороны окружающих, особенно с детства со стороны родителей.

Самореализация возможна лишь в случае, если между тем, как человек видит себя сейчас, и каким он хотел бы быть, нет большого разрыва. В противном случае возникает негативное чувство собственного достоинства, которое становится преградой на пути к самореализации.

Окружающая среда, с которой мы сталкиваемся, играет ключевую роль в этом процессе. Если она благоприятна, она способствует нашему развитию; если же она угнетает, то только затормозит наш рост.

Судить о поведении следует с позиции индивидуального восприятия и субъективного опыта (феноменология)

Психологи-гуманисты настаивают на том, что ключевым аспектом человеческого бытия является субъективный опыт. Хотя это не всегда точное отражение реальности, человек действует исключительно на основе своего собственного личного опыта, своего субъективного восприятия мира.

Они утверждают, что физический мир менее значим, чем субъективное восприятие и понимание мира человеком. Для них то, как мы толкуем внутренний мир, — единственно важное.

Нередко гуманистический подход называют феноменологическим. Он предполагает изучение личности с точки зрения субъективного опыта. Понятие смысла означает цель или ценность, которую человек придает своим действиям и переживаниям.

Как отметил Роджерс, каждый из нас живет в мире, который мы сами создали и отобразили через наши восприятия. Он назвал этот уникальный взгляд на реальность «феноменальным полем».

Подчеркнем слова Роджерса: «Единственная реальность, которую я могу познать, — это мир, каким я воспринимаю и переживаю его в данный конкретный момент. И единственная реальность, которую вы можете познать, — это мир, который вы воспринимаете и ощущаете в данный момент. И единственное, что мы знаем наверняка, — это то, что эти воспринимаемые реальности различны. Существует столько же «реальных миров», сколько людей!».

По мнению Роджерса, в центре внимания психологии не стоит поведение (как считал Скиннер), не сознание (Фрейд), не мышление (Пиаже), и даже не человеческий мозг, а восприятие и интерпретация событий. Таким образом, Роджерс изменил направление в психологии, сделав акцент на исследовании личности.

Теоретики гуманизма говорят, что эти индивидуальные субъективные реальности следует рассматривать при одновременном соблюдении трех условий.

Во-первых, их необходимо рассматривать в целом и осмысленно, не разбивая на мелкие компоненты, как это делают психодинамикой.

Во-вторых, это должен быть сознательный опыт, здесь и сейчас, без поисков бессознательных переживаний из прошлого.

И наконец, этот опыт следует рассматривать через призму самоанализа — тщательного исследования собственных внутренних переживаний.

Гуманизм, как направление в психологии, подвергает сомнению научную методологию, в особенности традиционный подход к экспериментам и исследованиям в психологических лабораториях.

Карл Роджерс и Абрахам Маслоу не относились с особым уважением к научной психологии, особенно к тому, что сводится к механическому изучению поведения человека и животных в лабораторных условиях.

Роджерс подчеркивал, что хотя объективное научное исследование имеет свое место в изучении человека, оно ограничено в том, что игнорирует внутренний мир индивида, его субъективный опыт.

Изучение внутреннего мира человека, его субъективного опыта, представляет собой для научной психологии серьезную проблему, поскольку этот опыт не всегда может быть обнаружен публично и подвергнут проверке.

Гуманистическая психология отвергает научные методы, такие как эксперименты, и предпочитает использовать качественные методы исследования, такие как дневниковые записи, открытые анкеты, неструктурированные интервью и наблюдения.

Качественные исследования играют важную роль в изучении индивидуального опыта и в более глубоком понимании мыслей и чувств людей. Например, тематические исследования позволяют раскрыть эмоциональные аспекты человеческой природы.

Чтобы по-настоящему понять других людей, необходимо умение открыто общаться с ними, делиться своими мыслями и чувствами, и быть готовым к пониманию их внутреннего мира.

Гуманизм утверждает, что изучение животных не проливает света на то, что делает человека уникальным. Этот подход сосредотачивается на различиях между человеческими и животными видами, подчеркивая, что человек обладает особыми качествами, которые отличают его от других существ.

С точки зрения гуманистической психологии, ключевым аспектом является осознанность человека, его способность к мышлению, рассуждению и общению. Исследования, проводимые на животных, такие как крысы, голуби или обезьяны, имеют ограниченное значение для понимания человеческого опыта и поведения.

Таким образом, гуманизм отвергает сравнительную психологию, которая сосредотачивается на изучении животных, поскольку считает, что она недостаточно информативна для понимания уникальных аспектов человеческой природы.

История развития гуманистической психологии

Взглянем на хронологию ключевых событий в истории гуманистической психологии.

  • В 1943 году Абрахам Маслоу представил свою иерархическую теорию человеческой мотивации. Эта теория стала одной из важнейших базов для понимания внутренних механизмов мотивации у человека.
  • Следующий веховой момент произошел в 1946 году, когда Карл Роджерс опубликовал свою работу «Важные аспекты клиент-центрированной терапии». Это было важным шагом в развитии психотерапии, где акцент делался на центральной роли клиента в процессе лечения.
  • В 1957 и 1958 годах прошли две встречи психологов в Детройте по приглашению Маслоу и Кларка Мустакиса. Эти встречи привели к зарождению идеи создания профессиональной ассоциации, ориентированной на более значимое и гуманистическое видение психологии.
  • В 1962 году, при поддержке Университета Брандейса, была официально учреждена Ассоциация гуманистической психологии, ставшая важным механизмом для содействия развитию этой области науки.
  • Первый номер журнала гуманистической психологии увидел свет весной 1961 года, что символизировало начало новой эры для этого направления в психологии.
  • Важным вкладом в развитие психологии стала книга Кларка Халла «Принципы поведения», опубликованная в 1943 году. Это произведение оказало существенное влияние на понимание базовых принципов человеческого поведения.
  • Также в 1948 году Б. Ф. Скиннер представил свою книгу «Уолден-два», где он представил образ утопического общества, основанного на принципах бихевиоризма, демонстрируя его возможные применения в жизни.

Проблемы и дебаты в гуманистической психологии

Борьба между свободной волей и детерминизмом

В мире психологии вечная дискуссия: есть ли у нас свобода выбора или мы просто пешки в руках судьбы?

С одной стороны, есть подход, который настаивает на том, что человек обладает свободой воли, но его аргументация иногда кажется немного противоречивой. Он утверждает, что каждый из нас имеет возможность принимать решения и выбирать свой путь.

Однако, с другой стороны, этот подход говорит о том, что наше поведение определяется в том числе и взаимодействием с окружающими нами людьми. Важно, чтобы мы чувствовали себя ценными и уважаемыми в обществе, чтобы развивать свою собственную волю и принимать независимые решения.

Таким образом, вопрос о свободе воли остается актуальным и волнующим многих исследователей психологии, которые стремятся разгадать тайны человеческого поведения.

Состязание между природой и воспитанием

В обсуждении развития личности в психологии часто выдвигаются два фактора: природа и воспитание. При этом природа относится к биологическим аспектам, таким как наши инстинкты и потребности, в то время как воспитание описывает влияние нас окружающей среды, опыта и обучения на формирование наших взглядов и понимания мира.

С точки зрения иерархии потребностей Маслоу, мы можем видеть, как и биологические факторы, и воспитание оказывают влияние на нашу личность. Иерархия Маслоу указывает на разнообразные уровни потребностей, начиная от базовых физиологических нужд до более высоких потребностей в самоактуализации и самореализации.

Таким образом, важно учитывать как биологические факторы, так и влияние окружающей среды при изучении формирования личности и ее восприятия мира.

Борьба между холизмом и редукционизмом

В психологии существует дискуссия о том, следует ли рассматривать человеческое поведение как целостное явление или разбирать его на отдельные составляющие. Этот спор часто называется борьбой между холизмом и редукционизмом.

Холизм представляет собой подход, который подчеркивает целостность и сложность человеческого поведения. Он стремится понять человека как единое целое, не разбирая его на отдельные части. В то время как редукционизм предполагает анализ человеческого поведения на более простые и понятные составляющие.

При изучении психологии важно учитывать оба подхода, поскольку они могут дополнять друг друга. Холистический взгляд позволяет понять сложные взаимосвязи между различными аспектами поведения, в то время как редукционистский подход помогает выявить конкретные факторы, влияющие на поведение.

Таким образом, исследователи психологии стремятся найти баланс между холизмом и редукционизмом, чтобы получить более полное понимание человеческого поведения.

Борьба идиографического и номотетического подходов в психологии

В мире психологических исследований существует постоянная дискуссия о том, как лучше всего подходить к изучению человеческого поведения. Это противостояние идиографического и номотетического подходов.

Идиографический подход придает большое значение уникальности каждого человека. Он не стремится создать общие законы, объясняющие поведение, а скорее фокусируется на изучении индивидуальных случаев. Этот подход признает, что каждый человек уникален, и пытается понять его уникальные черты и особенности.

С другой стороны, номотетический подход стремится выявить общие закономерности в поведении, применимые ко многим людям. Он ищет универсальные принципы, которые могут объяснить широкий спектр человеческого поведения.

Оба подхода имеют свои преимущества и ограничения. Идиографический подход позволяет более глубоко понять конкретного человека, его мотивации и ценности, тогда как номотетический подход обеспечивает возможность обобщения результатов и создания более широких теорий.

В конечном итоге, идиографический и номотетический подходы не являются взаимоисключающими, и многие исследователи психологии используют комбинацию обоих подходов для получения наиболее полного понимания человеческого поведения.

Достойны ли методы исследования научного признания?

Подобный подход к психологии видит в каждом человеке нечто уникальное и неповторимое, поэтому он отклоняет идею применимости научных методов для измерения поведенческих аспектов.

Оценка гуманистической психологии

Сильные стороны гуманизма

Гуманистический подход, несмотря на свою относительную узкую область применения в сравнении с другими подходами, оказал значительное влияние в таких областях, как терапия, отклонения, мотивация, образование и личность.

Например, клиентоцентрированная терапия, находящаяся под знаменем гуманизма, нашла широкое применение в здравоохранении, социальной сфере и промышленности, помогая множеству людей преодолеть жизненные трудности и значительно улучшить своё качество жизни.

Гуманистическая терапия основывается на представлении о том, что психологические расстройства могут быть результатом самообмана. Гуманистические терапевты помогают клиентам лучше понять себя и свои ситуации, а также принять их с более глубоким пониманием и самопониманием.

Основополагающая идея такой терапии заключается в том, что человек способен полностью раскрыть свой потенциал, если сможет найти путь к этой реализации. Примерами гуманистической терапии являются клиентоцентрированная терапия и гештальт-терапия.

Клиентоцентрированная терапия направлена на увеличение самооценки и сокращение расхождений между представлением о себе и идеальным образом себя.

Это подход, не направленный на директивные указания, где клиенту предоставляется возможность самостоятельно найти ответы на свои проблемы в поддерживающей обстановке без критики и одобрения.

В отличие от психоанализа, который склонен анализировать прошлое, гуманистическая терапия сосредотачивается на настоящем. Такой подход активно используется в различных сферах, таких как здравоохранение, образование и промышленность.

В образовании, например, подход Роджерса, известный как «учение, ориентированное на учащихся», ставит ученика в центр обучения и призывает его принимать активное участие в развитии и самостоятельно брать на себя ответственность за свои учебные программы.

Гуманистические идеи также нашли отражение в образовательных методиках, таких как открытые классы, где ученик имеет свободу выбора и определения своего обучения. Школа Саммерхилл в Великобритании является ярким примером успешного применения гуманистических принципов для мотивации учащихся.

Гуманистическая психология отвергает строгий научный подход, считая его недостаточно гуманным и неспособным охватить всю глубину человеческого опыта.

Хотя гуманизму может не хватать эмпирических данных, он открывает новые горизонты понимания человеческого поведения с использованием качественных методов исследования, таких как неструктурированные интервью, и вносит вклад в развитие более целостного взгляда на человеческую природу в отличие от редукционистского подхода.

Ограничения в подходе

Критика психоаналитического метода в целом утверждает, что большая часть нашего поведения остается за пределами области сознания, что делает его причины неясными. Из-за этого, попытки объяснить наше поведение часто искажаются бессознательными защитными механизмами, такими как рационализация.

Бихевиористы выступают как самые жесткие оппоненты гуманистической психологии, отвергая ее феноменологический подход как чисто субъективный и несовместимый с принципами научной эмпирики. С их точки зрения, гуманистические теории лишены подтверждения в реальности и предпочитают самоанализ научному методу.

Одним из основных ограничений гуманистического подхода является его ненаучный характер. Подход гуманизма сосредотачивается на аспектах человеческой природы, которые трудно поддаются научному анализу, таких как сознание и эмоции, что приводит к отсутствию эмпирической поддержки его ключевым идеям.

Еще одним ограничением является этноцентризм гуманизма, так как многие его принципы более соотносятся с индивидуалистическими культурами, в то время как коллективистические культуры могут испытывать трудности с их принятием. Это может ограничить распространение гуманистической психологии за пределами западного мира.

Хотя гуманизм поднимает важные вопросы о природе человеческого существования, его оптимистический взгляд на человеческую природу может оказаться несколько нереалистичным, особенно в контексте реальных проблем, таких как насилие и конфликты.

Кроме того, фокус на индивидуальных потребностях и росте может усилить эгоистический подход, что может быть непродуктивно для общества в целом.

Рекомендации

  • Маслоу, А.Х. (1943). Теория человеческой мотивации. Психологическое обозрение, 50, 370–396.
  • Роджерс, Ч.Р. (1946). Важные аспекты клиентоцентрированной терапии. Американский психолог, 1, 415–422.
  • Маслоу, А.Х. (1968). К психологии бытия (2-е изд.). Нью-Йорк: Д. Ван Ностранд.
  • Роджерс, Ч.Р. (1959). Теория терапии, личности и межличностных отношений, разработанная в рамках клиентоориентированной концепции. В (ред.) С. Кох, Психология: исследование науки. Том. 3: Формулировки личности и социального контекста. Нью-Йорк: МакГроу Хилл.
Оцените статью
РАЗУМ И ЧУВСТВА
Добавить комментарий