Главные выводы
- Обработка «снизу вверх» в фокусе: понимание сенсорной информации в режиме реального времени (Гибсон, 1966).
- Процесс обработки «снизу вверх» возникает, когда наши сенсорные рецепторы впервые получают новую информацию и не требуют предварительных знаний или опыта.
- Этот метод обработки основан на фактах и акцентирует важность самого стимула, необработанных данных прямого опыта.
- Восходящая обработка зачастую становится частью последовательности событий: новая сенсорная информация поступает к нашим рецепторам, которые передают сигналы в мозг. В свою очередь, мозг обрабатывает эти сигналы и формирует восприятие на основе полученной информации.
- Этот подход к психологическому анализу позволяет увидеть, как наш ум обрабатывает информацию, начиная с ее основных элементов и постепенно формируя полное восприятие окружающего мира.
Процесс восходящей обработки включает передачу информации «вверх» от стимулов через органы чувств в мозг, где она интерпретируется относительно пассивно.
Обработка «снизу вверх», также известная как обработка, управляемая данными, начинается со стимулов окружающей среды, поскольку обработка информации происходит на уровне сенсорных данных, а восприятие формируется на основе этих данных.
Глубокое понимание обработки информации: «сверху вниз» и «снизу вверх»
Обработка информации — это сложный процесс, который определяет, как мы воспринимаем и понимаем мир вокруг нас. Два основных подхода к этому процессу — это обработка «снизу вверх» и «сверху вниз», каждый из которых имеет свои особенности и влияние на наше восприятие.
Обработка «снизу вверх» начинается с извлечения сенсорной информации из окружающей среды. Этот подход позволяет нам строить восприятие на основе текущего ввода сенсорной информации. В сущности, мы начинаем с простых впечатлений, полученных от окружающего мира, и на их основе формируем более сложные представления.
С другой стороны, обработка «сверху вниз» основана на наших предыдущих знаниях, опыте и ожиданиях. Здесь мы интерпретируем входящую информацию, опираясь на то, что уже знаем. Этот подход в значительной степени зависит от наших предшествующих знаний и опыта, которые помогают нам осмыслить новые впечатления.
Подход «сверху вниз» подчеркивает важность роли предыдущих знаний и опыта в формировании восприятия. Мы видим мир не только через наши сенсорные ощущения, но и через призму того, что мы уже знаем и ожидаем.
Сравнивая оба подхода, можно заметить, что «снизу вверх» уделяет больше внимания непосредственным впечатлениям, получаемым из внешней среды, в то время как «сверху вниз» акцентирует важность предыдущих знаний и опыта в формировании восприятия.
Итак, оба этих подхода играют ключевую роль в том, как мы понимаем мир вокруг нас. Понимание их различий помогает лучше осознать, как наше восприятие формируется и как мы взаимодействуем с окружающей средой.
Чувство против понимания
В мире психологии существует важное различие между тем, что мы называем «ощущением» и «восприятием».
Ощущение представляет собой поток сенсорной информации, поступающей из внешней среды и регистрируемой нашими сенсорными рецепторами. Обработка «снизу вверх» отражает этот процесс ощущения, где сенсорная информация принимается и начинает свой путь в нашем сознании.
Восприятие, с другой стороны, представляет собой способ, которым наш мозг организует и интерпретирует эти ощущения.
Каждое восприятие уникально, так как оно строится на индивидуальных схемах, основанных на предыдущем опыте, знаниях и ожиданиях. Иными словами, то, как мы воспринимаем мир вокруг себя, сильно зависит от того, что мы знаем и чего ожидаем.
Разбираемся в работе обработки «снизу вверх»
Процесс обработки «снизу вверх» начинается с тщательного анализа мельчайших сенсорных деталей, которые последовательно служат строительным материалом для формирования более глобальных представлений о окружающем мире.
Этот процесс протекает по единому пути от сетчатки глаза до зрительной коры, при этом на каждом этапе совершается всё более сложный анализ входной информации.
Разберем, как это работает:
- Анализ сенсорных сигналов: Начинаем с детального рассмотрения сенсорных сигналов, таких как освещенность или цвета.
- Преобразование в электрические импульсы: Эти сигналы преобразуются на сетчатке в электрические импульсы, готовые к передаче в мозг.
- Передача в мозг: Импульсы направляются в мозг, активируя последующие реакции в зрительных путях, пока не достигают зрительной коры для окончательной обработки.
Принцип обработки «снизу вверх» подчеркивает, что мы начинаем воспринимать новые стимулы через процесс ощущений, обходя использование заранее сформированных схем. Согласно теории Джеймса Дж. Гибсона (1966), для восприятия новых стимулов не требуется предварительного обучения.
Гибсон предполагал, что восприятие функционирует на прямой линии: то, что мы видим, то и воспринимаем. По его мнению, окружающая среда обеспечивает все необходимые инструменты для точного восприятия поступающих стимулов, в отличие от теории Грегори (1970).
Реальные примеры
Давайте рассмотрим, как работают процессы обработки «снизу вверх» и «сверху вниз» на практике, используя удар по пальцу ноги в качестве иллюстрации.
Удар по пальцу ноги
Удар по пальцу ноги вызывает острую боль, такую сильную, что кажется, будто ваш мизинец обжигается огнем при контакте с углом кровати. В этот момент болевые рецепторы на пальце немедленно реагируют, отправляя сигналы о боли в мозг.
Этот процесс можно сравнить с обработкой «снизу вверх», поскольку сенсорные рецепторы мизинца ноги передают информацию о боли, начиная с самого источника проблемы.
Тем не менее, после такого болезненного опыта вы, вероятно, станете особенно осторожными, избегая углов вашей кровати в следующий раз. Это яркий пример того, как работает обработка «сверху вниз»: ваш мозг, опираясь на предыдущий опыт, знания и ожидания, обрабатывает информацию о боли и помогает вам избегать повторения неприятного события.
Таким образом, сначала вы ощущаете боль, и сигналы о боли достигают вашего мозга, что является результатом восходящей обработки. Однако ваш последующий опыт и реакция на него — это уже пример работы обработки «сверху вниз».
Слепой дегустационный тест
Суть слепого дегустационного тестирования заключается в том, чтобы привлечь все пять чувств, оставляя за бортом только одно — вкус. Участникам предлагается завязать глаза и определить различные характеристики еды или напитков, представленных перед ними.
Например, исследование Ловенгарта (2013) занималось изучением влияния брендинга на потребительские предпочтения. Они провели слепой дегустационный тест, в ходе которого участникам предлагалось оценить различные вина, не имея предварительной информации о брендах.
Целью исследования было исключить влияние на участников любых чувств, кроме вкуса. В такой ситуации активно действует восходящая обработка: участники полагаются исключительно на свое чувство вкуса, чтобы определить, какое вино больше соответствует их предпочтениям, обладая только информацией о вкусе.
Если бы участников попросили назвать марку вина, это требовало бы использования их памяти, что подразумевает включение в работу и восходящей, и нисходящей обработки.
Однако в данном исследовании участникам предлагалось выбрать только те вина, которые лучше всего соответствуют их предпочтениям, что является примером использования только обработки «снизу вверх».
Прозопагнозия: когда лица теряют свои имена
Прозопагнозия, или лицевая слепота, представляет собой визуальную агнозию, при которой люди испытывают трудности в распознавании лиц или лицевых особенностей. Для многих это означает, что они не могут определить, знакомо ли им чье-то лицо или нет.
У лиц с прозопагнозией наблюдается сниженная способность использовать память для ассоциации лиц с их именами или другой сопутствующей информацией. Вместо этого они вынуждены полагаться на текущие визуальные данные для анализа и распознавания лиц.
Другими словами, они могут распознавать отдельные черты лица, но не способны объединить их в целостное лицо и связать его с какой-либо ассоциативной информацией, такой как имя.
Один из пациентов, столкнувшийся с этим состоянием, выразил свой опыт следующим образом: «Представьте, что у каждого человека в голове есть камера. Каждый раз, когда они впервые встречают кого-то, они делают снимок на камеру, проявляют его и сохраняют для будущего использования. Что касается меня, я делаю снимок своей камерой, но никогда не храню его».
Из-за этого ограничения пациентам с прозопагнозией приходится переосмыслить каждое лицо каждый раз, когда они его видят, в отсутствие возможности использовать накопленные знания о лицах из прошлого.
Рекомендации
- Гибсон, Джей-Джей (1966). Чувства как системы восприятия. Бостон: Хоутон Миффлин.
- Гибсон, Джей-Джей (1972). Теория прямого зрительного восприятия. В Дж. Ройсе, В. Розенбуме (ред.). Психология познания . Нью-Йорк: Гордон и Брич.
- Грегори, Р. (1970). Разумный глаз . Лондон: Вайденфельд и Николсон.
- Грегори, Р. (1974). Концепции и механизмы восприятия . Лондон: Дакворт.
- Харрис А. и Агирре Г. (2007). Прозопагнозия. Текущая биология, 17 (1), R7-R8.
- Джандт, Ф.Е. (2020). В «Введении в межкультурную коммуникацию: идентичности в глобальном сообществе» (10-е изд., стр. 68-101). Калифорнийский государственный университет, Сан-Бернардино, Калифорния: Публикации SAGE.
- Льюис, Дж. Г. (19 сентября 2013 г.). Прозопагнозия: почему некоторые не видят лиц.
- Ловенгарт, О. (2013). Влияние брендинга на потребительский выбор посредством слепых и неслепых дегустационных тестов. Инновационный маркетинг, 8 (4), 7–18.