Исследование экологических систем Бронфенбреннера: влияние окружения на наше поведение — РАЗУМ И ЧУВСТВА

Исследование экологических систем Бронфенбреннера: влияние окружения на наше поведение

Детская психология
Содержание
  1. Основные выводы теории экологических систем Бронфенбреннера
  2. Вот несколько ключевых моментов, которые стоит запомнить:
  3. Предыстория теории экологических систем Бронфенбреннера
  4. Критика Бронфенбреннера
  5. Однонаправленный подход
  6. Взаимодействие с окружающей средой
  7. Сходства с другими теориями
  8. Пять экологических систем
  9. Микросистема: Почему это Ваш личный космос в мире психологии
  10. Как это работает?
  11. Важность двунаправленной связи
  12. Почему каждый момент важен?
  13. Мезосистема: Когда Ваш Мир Начинает Взаимодействовать
  14. Влияние на развитие
  15. Примеры из жизни
  16. Зачем это нужно?
  17. Экзосистема: Когда Мир Влияет издалека
  18. Как это работает?
  19. Примеры из реальной жизни
  20. Влияние на развитие
  21. Макросистема: Влияние Культуры на Развитие
  22. Важность Культурного Контекста
  23. Как Культура Влияет на Развитие
  24. Важные Аспекты Макросистемы
  25. Примеры из Жизни
  26. Хроносистема: Когда Время Играет Роль
  27. Все Изменения в Ходе Жизни
  28. Жизненные Перемены: Обычные и Необычные
  29. Исторические События и Культурные Перемены
  30. Что Это Значит для Нас?
  31. Пересмотренная Теория Бронфенбреннера: Взгляд на Биоэкологическую Модель
  32. Эволюция Подхода
  33. Человек, Контекст, Результат
  34. Примеры из Реальной Жизни
  35. Критический Взгляд на Теорию Бронфенбреннера
  36. Теория Бронфенбреннера в 21 веке: Актуальность в Современном Мире
  37. Применение в классе
  38. Эмпирические Данные: Исследования и Выводы
  39. Список литературы

Основные выводы теории экологических систем Бронфенбреннера

Так же, как дерево зависит от почвы, воды и света, так и ребенок растет и развивается в сложной системе взаимоотношений, которые окружают его каждый день. Именно эту идею в центр своей теории поставил Ури Бронфенбреннер, предложив нам увидеть развитие ребенка через призму экологических систем.

Вот несколько ключевых моментов, которые стоит запомнить:

  1. Ребенок в центре своего мира: Представьте ребенка как пчелу в цветке. Его мир начинается с самого близкого окружения – семьи, друзей, учителей. Это микросистема, и она играет главную роль в его развитии. Так же, как пчела взаимодействует с цветком, ребенок взаимодействует с близкими людьми, и это оказывает на него огромное влияние.
  2. Все связано: Если вы когда-нибудь наблюдали за паутиной, вы знаете, что дотронувшись до одной ее части, можно заставить вибрировать всю сеть. Так и в жизни ребенка: его семья, школа, друзья (микросистема) связаны с другими частями его жизни (мезосистема), например, с работой родителей или событиями в местном сообществе. Эти системы взаимодействуют и влияют друг на друга, как волны в пруду после броска камня.
  3. Большая картина: Не стоит забывать и о макросистеме – общественных ценностях, культуре, экономике и законах страны. Это как климат для дерева: не видно сразу, но оказывает глубокое влияние на рост и развитие.
  4. Время важно: Бронфенбреннер также ввел понятие хроносистемы, подчеркнув, как события в жизни ребенка и изменения в окружающем мире со временем влияют на его развитие. Это напоминает, как годовые кольца отражают историю дерева, его рост и изменения в окружающей среде.
  5. Практическое значение: Понимание этих взаимосвязей имеет огромное значение для образования. Учителя, воспитатели и родители, осознавая эту сложную систему взаимодействий, могут создавать более благоприятную среду для развития ребенка. Это как садовник, который знает, в каком месте сада лучше всего посадить растение, как его поливать и удобрять.

Теория экологических систем Бронфенбреннера напоминает нам, что развитие ребенка – это не просто вопрос генетики или воспитания в узком смысле. Это сложный процесс, который зависит от множества факторов, включая семью, общество, культуру и изменения, происходящие со временем. Понимание этих взаимосвязей помогает нам создавать лучшие условия для роста и развития наших детей, как садовнику, который заботится о каждом растении, зная его уникальные потребности и условия, необходимые для роста.

Предыстория теории экологических систем Бронфенбреннера

Помните, как в школе на уроках биологии мы изучали экосистемы? Мы говорили о том, как растения, животные, и даже погода взаимодействуют друг с другом, создавая сложную и удивительную сеть жизни. Теперь представьте, что каждый ребенок – это маленькое, но необычайно важное существо в гигантской экосистеме человеческих взаимодействий. Вот с таким новаторским взглядом выступил американский психолог Ури Бронфенбреннер, когда решил перевернуть представление о развитии детей.

Критика Бронфенбреннера

Бронфенбреннер смотрел на традиционные исследования развития ребенка как на старые, пыльные книги, которые давно пора обновить. Он не мог понять, как исследователи могут изучать детей в стерильной лабораторной обстановке, где малыш оказывается лицом к лицу с незнакомцем. Это напоминало ситуацию, когда кто-то пытается изучить рыбу, не погружаясь в воду. Бронфенбреннер убеждал, что такие условия далеки от настоящей жизни детей, их естественной среды обитания.

Однонаправленный подход

Он был критичен к «однонаправленным» исследованиям, где внимание сосредотачивалось только на том, как взрослые влияют на детей, забывая, что и дети тоже оказывают влияние на взрослых и окружающий мир. Это как если бы в экосистеме ученые смотрели только на то, как солнце влияет на рост деревьев, забывая о том, как деревья производят кислород, необходимый для жизни всех остальных.

Взаимодействие с окружающей средой

Бронфенбреннер видел развитие ребенка как динамичный процесс, в котором каждый аспект жизни ребенка – от семьи до широких социальных структур – влияет и формирует его. Он предложил свою теорию экологических систем, чтобы показать, как разные уровни окружающей среды взаимодействуют и влияют на развитие ребенка.

Сходства с другими теориями

Бронфенбреннер не был одинок в своем стремлении показать значимость взаимодействия с окружающей средой. Его взгляды перекликаются с идеями Альберта Бандуры о том, как люди учатся через наблюдение и взаимодействие, а также с социокультурной теорией Льва Выготского, подчеркивающей роль культурного и социального контекста в развитии человека.

Таким образом, Бронфенбреннер пригласил нас посмотреть на развитие ребенка через широкий объектив, учитывая все слои его жизни и окружения. Это как если бы мы смотрели на мир не через узкий конец телескопа, а расширили наше восприятие, чтобы увидеть всю картину целиком. Именно такой подход помогает нам лучше понять, что делает каждого ребенка уникальным, и как мы можем лучше поддерживать его на пути к зрелости.

Пять экологических систем

В мире, где каждый день похож на вихрь событий и впечатлений, понимание того, как окружающая среда влияет на нас с момента рождения, становится ключом к разгадке многих тайн нашего развития и поведения. Психолог Ури Бронфенбреннер предложил уникальный взгляд на это взаимодействие через концепцию пяти экологических систем. Представьте, что жизнь каждого из нас — это многослойный торт, где каждый слой оказывает влияние на вкус целого десерта. Давайте разберем каждый из этих слоев.

Экологическая система Описание Примеры
Микросистема Непосредственное окружение человека, влияющее на его развитие. Семья, школа, друзья.
Мезосистема Взаимосвязи между компонентами микросистемы. Взаимодействие между родителями и учителями.
Экзосистема Социальные структуры, которые не включают индивида непосредственно, но оказывают на него влияние. Рабочее место родителей, средства массовой информации.
Макросистема Широкие культурные ценности и общественные системы. Культурные нормы, экономические и политические условия страны.
Хроносистема Изменения в других системах с течением времени. Смена режимов, технологический прогресс.

Микросистема: Почему это Ваш личный космос в мире психологии

Представьте себе микросистему как ваш собственный маленький сад. В этом саду каждый цветок, каждый кустик — это люди, которые вас окружают: ваша семья, друзья, учителя, соседи. Это ваш непосредственный мир, где каждое взаимодействие, каждый обмен эмоциями — это как вода и солнечный свет для вашего сада. От того, насколько богат и разнообразен этот сад, зависит, насколько гармонично и полноценно будет развиваться ваша личность.

Как это работает?

Давайте разберем на примере. Когда мама читает сказку на ночь, она не просто помогает вам заснуть. Это взаимодействие укрепляет связь между вами, способствует развитию вашего воображения и формирует ощущение безопасности. А когда учитель в школе поощряет ваше любопытство, задавая интересные вопросы, он не только расширяет ваш кругозор, но и вдохновляет вас на новые открытия.

Важность двунаправленной связи

Микросистема уникальна тем, что взаимодействие в ней — это не односторонний процесс. Это похоже на танец, где каждый шаг одного партнера вызывает ответный шаг другого. Если ребенок чувствует поддержку и понимание со стороны родителей, он отвечает им тем же, формируя крепкие и здоровые отношения. Но если в семье царят холодность и отсутствие внимания, это может привести к замкнутости и отдаленности у ребенка.

Почему каждый момент важен?

Каждый ваш день наполнен моментами, которые формируют вашу микросистему. Это может быть обеденный разговор за семейным столом, где каждый делится своим днем, игра в футбол с друзьями после школы или помощь брату или сестре в подготовке к экзаменам. Эти кажущиеся мелочами моменты на самом деле являются кирпичиками, из которых строится ваш внутренний мир.

Микросистема — это ваш личный мир, где каждое взаимодействие и каждый человек вносят вклад в ваше развитие и формирование как личности. Это напоминание о том, что забота, внимание и поддержка близких не просто важны, они жизненно необходимы. Подобно тому, как саду нужна вода и свет, вашему внутреннему миру необходима любовь и понимание для полноценного роста и развития.

Мезосистема: Когда Ваш Мир Начинает Взаимодействовать

Представьте себе мезосистему как мосты между островами вашего личного архипелага. Каждый остров — это отдельная микросистема: один может быть вашим домом, где вы с родителями обсуждаете школьные дела, другой — школа, где вы проводите время с друзьями и учителями. Мезосистема — это именно те мосты, которые соединяют эти острова, позволяя информации, влиянию и отношениям перетекать из одного мира в другой. Это система связей, которая делает вашу жизнь целостной и взаимосвязанной.

Влияние на развитие

Давайте рассмотрим пример: ваши родители приходят на родительское собрание в школу. Это не просто встреча двух микросистем — дома и школы. Это момент, когда ваш личный мир и ваш академический мир встречаются, обмениваются информацией и опытом. Если родители и учителя находят общий язык, поддерживают и дополняют друг друга, это создает для вас среду, где легче учиться, социализироваться и развиваться.

Примеры из жизни

Помните, как ваша мама рассказывала вашему учителю, как вы усердно работали над проектом по истории дома? Или когда ваш тренер по футболу обсудил с вашими родителями ваш прогресс и то, как спорт влияет на вашу учебу и дисциплину? Это все примеры работы мезосистемы. Когда взрослые в вашей жизни обмениваются мнениями и информацией, это помогает им лучше вас поддержать.

Зачем это нужно?

Мезосистема важна, потому что она помогает разгладить возможные противоречия между разными сферами вашей жизни. Как если бы вы играли в видеоигру, где каждый персонаж из разных уровней начинает помогать друг другу, делая игру проще и интереснее. В реальной жизни это означает, что если у родителей и учителей есть общее понимание того, как лучше всего помочь вам в учебе или развитии, вы получаете лучшую поддержку и более гармоничное развитие.

Мезосистема — это как сеть мостов между островами вашей жизни. Чем крепче и прочнее эти мосты, тем легче вам будет передвигаться между разными аспектами вашего мира, получая поддержку и понимание от всех вокруг. Важно помнить, что каждый мост, построенный на основе взаимопонимания и поддержки, делает ваш путь к успеху и счастью намного легче.

Экзосистема: Когда Мир Влияет издалека

Давайте представим экзосистему как сцену из театрального спектакля. В центре сцены — ваш микромир, ваша семья, ваша школа, ваши друзья. Это то, что вы видите непосредственно перед собой. Но за кулисами, за пределами вашего внимания, есть другие действующие лица, которые тоже оказывают влияние на ход спектакля. Это и есть экзосистема — внешняя среда, которая не прямо включает вас, но все же влияет на вашу жизнь.

Как это работает?

Представьте, что ваша мама приходит домой после работы раздраженной из-за конфликта с начальством. Это, казалось бы, внешнее событие, но его эмоциональное воздействие может проникнуть в ваш микромир, повлиять на ваше настроение, даже если вы не в курсе причины. Это как волны на воде, которые распространяются издалека, касаясь всего, что находится на своем пути.

Примеры из реальной жизни

Можно найти множество примеров экзосистемы в нашей повседневной жизни. Это могут быть события в окрестностях, ваши родители на работе, их друзья или даже новости по телевизору. Например, если ваш отец вернулся домой в плохом настроении из-за того, что его друг потерял работу, его настроение может отразиться на вас и на общую атмосферу в семье.

Влияние на развитие

Экзосистема, хоть и кажется внешней по отношению к вашему микромиру, может оказать существенное влияние на ваше развитие. Негативные события или конфликты, происходящие в этой внешней среде, могут вызвать стресс и напряжение, что отразится на вашем эмоциональном и психологическом благополучии.

Понимание экзосистемы — это осознание того, что мир вокруг нас сложен и взаимосвязан. Даже если что-то происходит за кулисами, оно может оказать значительное влияние на нашу жизнь. Это напоминает нам о важности осознанности и понимания того, как наши внешние среды формируют нашу внутреннюю жизнь и поведение.

Макросистема: Влияние Культуры на Развитие

Давайте представим макросистему как огромную книгу, где каждая страница — это отдельная культура. В этой книге записаны правила, ценности, традиции, которые определяют жизнь людей. Каждая культура — это как отдельный мир, в котором приняты свои правила игры. И когда вы вступаете в этот мир, вы начинаете играть по его правилам.

Важность Культурного Контекста

Культура, в которой мы живем, имеет огромное значение для того, кем мы становимся. Представьте, что вы путешествуете по разным странам. В каждой стране у вас будут свои правила, свои нормы поведения. В одной стране может быть принято поздно обедать, в другой — рано утром начинать работу. То же самое происходит и с культурными нормами, которые формируются вокруг нас и влияют на наше мышление и поведение.

Как Культура Влияет на Развитие

Рассмотрим пример: двое детей, один из богатой семьи в США, а другой из деревни в Африке. У них будут разные возможности, разные представления о том, что значит быть успешным, разные мечты. Культурный контекст определяет, какие цели мы ставим перед собой, как мы оцениваем успех и неудачу.

Важные Аспекты Макросистемы

  • Социально-экономический статус: Он определяет доступ к ресурсам и возможности для реализации себя.
  • Этническая принадлежность: Каждая этническая группа имеет свои традиции, обычаи и ценности, которые формируют поведение и взгляды на мир.
  • Географическое положение: Оно влияет на доступность ресурсов, климатические условия и общественную инфраструктуру.
  • Идеологии культуры: Ценности и убеждения, принятые в обществе, оказывают влияние на развитие личности и ее восприятие мира.

Примеры из Жизни

Как и в книге, где каждый разворот описывает новый мир, так и в реальной жизни каждая культура создает свою уникальную среду для развития. Ребенок, выросший в культуре, где ценятся традиции и семейные связи, будет отличаться от того, кто воспитывался в среде, где главное — индивидуальное достижение и успех. Это как разные главы в одной книге, каждая из которых рассказывает свою уникальную историю.

Макросистема — это контекст, в котором мы живем и развиваемся. Это культурные корни, которые определяют наши убеждения, ценности и мировоззрение. Понимание этого контекста помогает нам лучше понять себя и окружающих, а также найти свое место в мире.

Хроносистема: Когда Время Играет Роль

Хроносистема, последний уровень теории Бронфенбреннера, — это как часы, которые тикают и влияют на то, как мы растем и развиваемся. Это время, которое неумолимо идет вперед, принося с собой изменения и вызовы. Давайте разберем, как время влияет на нашу жизнь и развитие.

Все Изменения в Ходе Жизни

Хроносистема охватывает все изменения, которые происходят в нашей жизни. Это как набор карточек, где каждая карточка представляет собой отдельное событие или переход. Некоторые из них могут быть обычными и ожидаемыми, такими как первый день в школе или первая работа. Другие — неожиданными и вызывающими стресс, например, развод родителей или потеря близкого человека.

Жизненные Перемены: Обычные и Необычные

Рассмотрим это на примере. Представьте, что вы плывете по реке на лодке. Ваша лодка периодически встречает пороги, которые заставляют ее сильно покачиваться. Некоторые из этих порогов предсказуемы и не вызывают особых проблем — это обычные жизненные события, такие как переезд в новый город или смена работы. Но есть и неожиданные пороги, которые могут внезапно возникнуть, как развод или потеря работы. Эти неожиданные изменения могут быть особенно сложными, потому что вы не готовы к ним.

Исторические События и Культурные Перемены

Хроносистема также включает в себя исторические события и культурные изменения, которые происходят в обществе. Это как ветер перемен, который может повлиять на ваш путь. Например, экономический кризис или война может оказать значительное влияние на вашу жизнь и возможности.

Что Это Значит для Нас?

Понимание хроносистемы помогает нам осознать, что наша жизнь не стоит на месте, а постоянно меняется. Это помогает нам готовиться к переменам, принимать их как неотъемлемую часть нашего пути и искать способы адаптации. Как капитан на лодке, мы можем научиться маневрировать среди порогов и использовать ветер перемен в свою пользу.

Хроносистема — это время, которое играет ключевую роль в нашей жизни и развитии. Это непрерывный поток событий и перемен, которые формируют наш путь и определяют наше будущее. Понимание этого помогает нам готовиться к переменам, принимать их как часть нашего пути и строить свою жизнь на основе непрерывного движения вперед.

Пересмотренная Теория Бронфенбреннера: Взгляд на Биоэкологическую Модель

Ученый Ури Бронфенбреннер внес свой вклад в понимание взаимосвязей между окружающей средой и развитием личности, пересмотрев свою изначальную теорию и переосмыслив ее как биоэкологическую модель. Он рассматривал развитие как результат сложных взаимодействий между человеком и его окружением, акцентируя внимание на ближайших процессах развития.

Эволюция Подхода

Бронфенбреннер перенаправил свое внимание на то, как ближайшие взаимодействия влияют на процессы развития. Он сравнил их с устойчивыми формами взаимодействия в непосредственной среде, подчеркивая важность изучения человека, его контекста и результатов развития.

Человек, Контекст, Результат

Бронфенбреннер утверждал, что понимание влияния ближайших процессов на развитие требует фокуса на трех основных аспектах: человеке, контексте и результатах. Каждый из этих элементов играет свою уникальную роль в формировании личности и определении ее дальнейших перспектив.

Примеры из Реальной Жизни

Представьте, что вы капитан команды в футболе. Ваше развитие как лидера зависит от ваших навыков и характеристик (человек), а также от ваших тренеров, товарищей по команде и конкурентов (контекст). В результате, ваша способность вести команду к победам (результат) зависит от того, как вы используете свои навыки в определенной ситуации.

Бронфенбреннер предложил более углубленный взгляд на взаимосвязь между личностью и окружающей средой, пересмотрев свою теорию как биоэкологическую модель. Его подход к исследованию влияния ближайших процессов развития подчеркивает необходимость анализа человека, его контекста и результатов развития для более полного понимания этого процесса.

Критический Взгляд на Теорию Бронфенбреннера

Теория Бронфенбреннера, хоть и широко принимается в области психологии, социологии и педагогики, также подвергается критическому осмотру, выявляющему как ее сильные, так и слабые стороны.

Аспект критической оценки Описание
Плюсы теории — Целостный подход, учитывающий различные системы, в которых функционируют дети. <br> — Реалистичное описание динамики семейных отношений.
Ограничения теории — Нехватка исследований мезосистем, что ограничивает понимание межсистемных взаимодействий. <br> — Сложность эмпирической проверки прямой связи между экологическими системами и развитием.
Предположения и реальность — Риск сделать широкие обобщения, так как развитие зависит не только от экологических систем. <br> — Примеры из реальной жизни показывают, что ни одна система не является единственно определяющей.

Теория Бронфенбреннера в 21 веке: Актуальность в Современном Мире

В 21 веке теория Бронфенбреннера продолжает оставаться актуальной, но при этом подвергается изменениям, отражающим изменения в нашем мире. Давайте рассмотрим, как эта теория соотносится с современными реалиями:

  1. Расширение экзосистемы: С развитием технологий экзосистема ребенка тоже расширяется. Сегодня влияние социальных сетей, видеоигр и других онлайн-взаимодействий становится все более значимым в его жизни. Это подчеркивает актуальность теории Бронфенбреннера в понимании современных экологических систем.
  2. Современные разработки и теория: Исследователи, такие как Келли и Кофлан, активно применяют принципы теории экологических систем Бронфенбреннера в современных исследованиях. Их работа в области восстановления психического здоровья молодежи показывает, что основные компоненты этого восстановления встроены в экологический контекст влиятельных отношений, подтверждая значимость теории Бронфенбреннера для современной психологии.
  3. Актуальность и эволюция: Теория Бронфенбреннера продолжает эволюционировать вместе с нашим миром. Сегодня она не только описывает, но и адаптируется к новым реалиям, что подчеркивает ее значимость и актуальность в изучении развития человека в современном обществе.

Таким образом, теория Бронфенбреннера продолжает эволюционировать вместе с нашим миром, а современные исследования лишь подтверждают ее важность и актуальность в изучении развития человека.

Применение в классе

Теория экологических систем использовалась для увязки психолого-педагогической теории с учебными программами и практикой начального образования. Развивающийся ребенок находится в центре теории, и все, что происходит внутри пяти экологических систем и между ними, делается на благо ребенка в классе.

  • Согласно теории, учителя и родители должны поддерживать хорошую коммуникацию друг с другом и работать вместе на благо ребенка, чтобы усилить развитие экологических систем в образовательной практике.
  • Учителя также должны понимать ситуации, в которых могут оказаться семьи их учеников, включая социальные и экономические факторы, которые являются частью различных систем.
  • Согласно теории, если у родителей и учителей хорошие отношения, это должно положительно влиять на развитие ребенка.
  • Аналогичным образом, ребенок должен быть активным в своем обучении, как академическом, так и социальном. Они должны сотрудничать со своими сверстниками и участвовать в значимом обучении, чтобы обеспечить позитивное развитие (Эванс, 2012).

Эмпирические Данные: Исследования и Выводы

Исследования в области психологии и образования предоставляют ценные данные о влиянии школьной среды на учащихся. Вот несколько примеров исследований и их выводов:

  1. Исследование Липпарда и коллег (2017):
    • Методы: Исследователи анализировали взаимоотношения между учителями и учениками с использованием отчетов учителей и наблюдений в классе.
    • Выводы: Они выяснили, что эти взаимоотношения имели сильную связь с академическими успехами и поведением учеников. Это подтверждает важность взаимодействия в учебной среде и поддерживает теорию Бронфенбреннера о влиянии экологических систем.
  2. Исследование Уилсона и коллег (2002):
    • Методы: Исследователи изучали влияние создания благоприятной школьной среды на отношения между учащимися.
    • Выводы: Они выяснили, что ценность разнообразия и уважение к нему в школьной атмосфере способствуют более позитивным взаимоотношениям между учениками. Такие школьные практики формируют экологические системы, благоприятные для развития детей.
  3. Исследование Лэнгфорда и коллег (2014):
    • Методы: Исследователи исследовали влияние общешкольных программ по здоровью на успеваемость и благополучие учащихся.
    • Выводы: Они пришли к выводу, что внедрение подобных программ положительно сказывается на успехах в учебе и общем благополучии учеников. Это свидетельствует о том, что микросистемы, такие как образовательные программы, могут оказывать существенное влияние на развитие учащихся.

Эти исследования подчеркивают важность внимания к школьной среде и ее влиянию на учеников, поддерживая и развивая теорию экологических систем в психологии.

Исследование Методы Выводы
Липпард и др. (2017) Анализ взаимоотношений учителей и учеников с использованием отчетов учителей и наблюдений в классе Взаимоотношения между учителями и учениками имеют сильную связь с академическими успехами и поведением учащихся.
Уилсон и др. (2002) Изучение влияния создания благоприятной школьной среды на отношения между учащимися Ценность разнообразия и уважение к нему в школьной атмосфере способствуют более позитивным взаимоотношениям между учениками.
Лэнгфорд и др. (2014) Исследование влияния общешкольных программ по здоровью на успеваемость и благополучие учащихся Внедрение общешкольных программ по здоровью положительно влияет на успехи в учебе и общее благополучие учеников.

Список литературы

Оцените статью
РАЗУМ И ЧУВСТВА
Добавить комментарий